22.10.2005 06:00
Власть

Госдума проголосовала за идею парламентского расследования

Госдума согласилась с президентской идеей о парламентском расследовании, но наполнять ее будет самостоятельно
Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3907)
Читать на сайте RG.RU

Идею высказал президент в своем Послании Федеральному Собранию весной нынешнего года. Хотя сами парламентские расследования в стране проводились еще до того, как началась современная история Госдумы. Владимир Путин в Послании "заявил о необходимости утвердить парламентское расследование законом". Правда, законопроект "О парламентском расследовании" в думском портфеле уже был и даже прошел первое чтение, но депутаты отказались от своего варианта ради президентского. Они считали, что законодательная инициатива президента сделает парламентское расследование более авторитетным, раскроет перед депутатами, ставшими на время еще и следователями, все двери, сделает доступными все секреты.

Но их ждало разочарование. Право контроля за деятельностью правительства, федеральных органов государственной власти, региональных и муниципальных органов власти через собственное расследование парламентарии получали. Однако возможности реализовать его оказывались очень ограниченными.

Депутаты и сенаторы не могли, например, создать парламентскую комиссию для того, чтобы выяснить, как правительство расходует бюджетные средства. "Зачем, - резонно возражал полномочный представитель президента в Госдуме Александр Косопкин, - ведь для этих целей есть Счетная палата, в функции которой входит контроль за исполнением бюджета. Дума может дать ей соответствующее поручение". Парламентскому расследованию в соответствии с законопроектом не подлежала деятельность президента. И это особенно возмущало депутатов из оппозиции. Ссылки на то, что российской Конституцией предусмотрена процедура отрешения президента от власти, их не устраивали. Думцы высказывали опасения, что в таком случае невозможно будет проводить парламентское расследование в деятельности губернатора или другого высокопоставленного чиновника - ведь они могут сказать, что следовали указаниям президента. И конец расследованию. Не соглашались депутаты и с тем, что предметом парламентского расследования не может быть деятельность судов, а также органов следствия и дознания: "Как же тогда бороться с коррупцией?!"

Парламентариям оставалось расследовать обстоятельства, связанные с природными и техногенными катастрофами и их последствиями, а также факты грубого или массового нарушения прав и свобод гражданина.

Но и здесь законопроект предусматривал ограничение: как только по фактам и обстоятельствам, привлекшим пристальное внимание депутатов и сенаторов, начиналось уголовное судопроизводство, парламентское расследование прекращалось. То есть какой-нибудь районный прокурор, выполняя заказ или по собственной воле, вполне мог остановить парламентское расследование, возбудив уголовное дело по самому незначительному поводу. Не смогут парламентарии, хотя это и позволяется, расследовать даже факты грубого или массового нарушения гражданских прав и свобод.

Депутаты из оппозиции считали, что прописанная в законопроекте процедура парламентского расследования не позволяет сделать его действительно независимым, так как, чтобы создать комиссию или утвердить доклад, требуется положительное решение обеих палат. А половина Совета Федерации - это представители губернаторов, значит, зависимые люди. Да и губернаторы, говорил Сергей Попов, также теперь зависимы от президента - он их выдвигает на пост.

Несогласно было большинство депутатов и с тем, что заседания комиссии по парламентскому расследованию должны проходить, как правило, в закрытом режиме - как же тогда принцип гласности? И совершенно неприемлемым думцы считали свидетельский иммунитет, который давал права чиновнику "не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников". То есть можно просто отказаться давать какие-то разъяснения по расследуемым комиссией фактам. По мнению Владимира Плигина, такое право может быть только у простого гражданина, но оно несовместимо с госслужбой. Хочешь молчать - иди в отставку.

   досье

Идея проведения парламентских расследований зародилась в нашей стране еще во времена перестройки.

На первом съезде народные депутаты СССР потребовали создать сразу две парламентские комиссии. Первая во главе с Анатолием Собчаком должна была расследовать события 8 апреля 1989 года в Тбилиси, когда многотысячная демонстрация за выход Грузинской ССР из состава Советского Союза была разогнана усилиями десантников. Эту комиссию по праву можно считать первой и единственно успешной. Для дачи показаний явились все приглашенные из высшего руководства страны, в том числе и Михаил Горбачев, в то время как Генпрокуратуре собрать их не удалось.

Вторая под председательством одного из "отцов" перестройки Александра Яковлева занялась поисками секретного протокола к пакту Риббентропа-Молотова.

Дальше создание парламентских комиссий приобрело массовый характер. Верховный Совет России расследовал события 1991 года. В январе 1994 года депутаты Государственной Думы образовали комиссию по противостоянию 1993 года. Народные избранники второго созыва - преимущественно из состава левой оппозиции, пытаясь вынести импичмент президенту Борису Ельцину, создали целый ряд комиссий.

Были и другие парламентские расследования, но практически все не имели каких-либо последствий из-за того, что подобные мероприятия не были закреплены законодательно, а попытки внести соответствующие изменения оставались безуспешными. По этой же причине отдельные события последних лет, получавшие широкий резонанс в российском обществе, также оставались за рамками парламентских расследований. Захват заложников в "Норд-Осте", гибель подводной лодки "Курск" - даже по этим трагическим событиям депутатское большинство отказалось создавать комиссии.

   а как у них?

Расследования, проводимые высшими органами законодательной власти - неотъемлемая практика работы любого парламента. Правда, в разных странах
форма и методы этой работы имеют специфические национальные черты. О некоторых из них рассказывают собственные корреспонденты "РГ".

Франция

Парламентские расследования - обычная практика во Франции. Нередко депутаты рассматривают споры частных фирм.

Американский инвестиционный фонд "Карлайл групп" "наехал" на крупного производителя специальных сортов картона французскую компанию "ОТОР". Воспользовавшись ее финансовыми трудностями, американцы сначала вошли в ее капитал, а затем довели компанию до банкротства и скупили ее на корню.

Комиссия Национального собрания Франции провела тщательное расследование всех обстоятельств этого дела. По его результатам состоялись дебаты. Действия американского инвестиционного фонда были признаны неправомочными.

Однако результаты расследования французских парламентариев по существу не оказали решающего влияния на судьбу компании "ОТОР". Дело было передано в арбитраж, который закончился в пользу "Карлайл групп". Это решение подтвердил и суд.

Израиль

В Израиле расследования, инициируемые кнессетом, нередко проводятся вслед, а иногда и одновременно с полицейскими разбирательствами. Из недавних примеров можно назвать расследование избирательных кампаний нынешнего премьер-министра Ариэля Шарона и бывшего главы правительства Эхуда Барака, на которые были потрачены суммы, значительно превышающие разрешенные законом.

Нередко израильских депутатов на те или иные разбирательства подталкивают избиратели. Кнессет создавал немало комиссий по проверке деятельности банков, строительных подрядчиков, нарушений закона депутатами кнессета и членами правительства. Иногда парламентские расследования возникают едва ли не на пустом месте. Министры принимают решения, правительство и кнессет их утверждают, и тут же оказывается, что эти решения наносят удар по определенным слоям населения. Тогда создаются парламентские комиссии, обладающие широкими полномочиями.

Например, уже несколько месяцев парламентарии и представители министерства финансов ведут совместное расследование причин резкого сокращения пенсий и урезания пособий многодетным семьям и матерям-одиночкам.

Великобритания

Пожалуй, самое достопамятное расследование в Британии - это расследование лорда Хаттона, предпринятое в 2003 году в связи с самоубийством правительственного советника доктора Дэвида Келли. Как пояснили корреспонденту "РГ" эксперты палаты общин британского парламента, расследование это парламентским не было. И не могло быть по определению. Потому что любого рода громкие дела, будь то политические скандалы, коррупционные или же "истории", связанные с деяниями правительства, являются в Британии предметом так называемого независимого общественного расследования.

Расследования в рамках парламента в принципе также могут иметь место в Британии. Но рассматриваются на них, как правило, более "узкие", своего рода "цеховые " вопросы, связанные с деятельностью того или иного парламентского комитета или же с деятельностью того или иного парламентария.

Подготовили Николай Паклин,
Захар Гельман,
Ольга Дмитриева

Госуправление Госдума