Максим сдал все экзамены. Но так как зачетки у него на руках не было, то и отметок там, естественно, не оказалось. Преподаватели просто помечали что-то у себя в бумагах и обещали передать в деканат результаты. Студент поверил, и, как выяснилось, напрасно. Уже позже он узнал, что для сдачи сессии надо было обязательно взять специальное направление. Вот только почему-то и деканат, и сами преподаватели предупредить об этом забыли.
Словом, вместо зачтенной сессии Максим получил приказ об... отчислении. Все попытки самостоятельно восстановить справедливость оказались тщетны. И тогда он обратился в суд. И выиграл дело: отчисление студента Смирнова признали незаконным. Однако еще в зале суда к родителям Максима подошел сотрудник университета В.Г. Акулов и заявил, что Максим будет учиться только до очередной сессии, так как "против ветра не плюют". Так и получилось: Максима начали откровенно третировать. В конце концов он забрал документы и ушел из университета. По собственному желанию.
Наверняка, найдутся те, кто готов оправдать вуз: дескать, не исключено, знания студента были на таком уровне, что он все равно не потянул бы дальнейшую учебу. Возможно, но совсем не факт. Сама же ситуация с отсевом студента-бюджетника, по мнению наших экспертов, довольно типичная.
О том, что спрос преподавателей с "бюджетника" и "платника" - это небо и земля, пишут многие наши читатели. Вот что рассказала студентка одного из известных московских вузов: "Коммерческие студенты особенно не напрягаются, знают, что "тройку" так или иначе им преподаватель натянет. "За каждого "убитого" платника убивают нас", - честно призналась нам преподаватель по русскому языку. С нас же дерут три шкуры".
Студент другого столичного вуза, который тоже поступил лишь благодаря своим знаниям, а не кошельку, как орешки щелкал высшую математику и программирование. Но никак не мог сдать зачет по английскому языку. Преподавательница назвала парня "необучаемым" и заявила, мол, если не хочешь быть отчисленным, переходи на платное отделение. Получается, что для коммерческого отделения он "обучаем" по всем направлениям? Родители студента предпочли не идти на рожон, пощадить нервы сына: затянули пояс потуже и безропотно стали платить за учебу. А реши они обострить ситуацию, как в случае с Максимом Смирновым из Вологды? Ведь даже победа в суде не гарантирует защиту от произвола администрации вуза.
комментарий |
Андрей Фурсенко,
министр образования и науки РФ:
- Вынуждать человека уходить с бюджетного места - настоящее безобразие. Если такие случаи есть, то это в чистом виде коррупция, и мы с ней будем жестоко бороться. Что касается проблемы отсева из вузов, то она не так однозначна, как кажется.
Дело в том, что контингент поступающих действительно очень неоднородный. Есть вузы, которые готовы брать на бюджетные, а особенно на внебюджетные места просто кого угодно. С этой точки зрения отсев должен быть, и существенный. Мы не можем допустить, чтобы выпускники вузов не знали элементарных вещей, как порой это сейчас происходит. Именно поэтому мы планируем поставить жесткий барьер на "входе" в вуз. Например, установить нижнюю планку баллов по ЕГЭ. Речь идет о том, что, не набрав определенного количества баллов на выпускных экзаменах, молодые люди просто не будут иметь права поступать в вуз.
Роман Червонцев,
адвокат:
- Комментируя ситуацию со студентом из Вологды, могу предположить, что кому-то просто понадобилось бюджетное место, чтобы перевести на него платного студента. На практике я с таким сталкивался. Право студента переходить с платного обучения на бесплатное закреплено Законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Однако единый для всех порядок не установлен. Решение принимает ректор или декан, а затем оно оформляется соответствующим протоколом. Как правило, все это делается кулуарно и далеко не прозрачно.
Поскольку перевод с платного обучения на бесплатное предполагает существенный финансовый эффект для студента и его родителей, то случаи "отката" - отнюдь не редкость. Причем деньги идут якобы вузу, а фактически - лицу, принимающему такое решение. Такие ситуации, как и все дела о взятках, редко заканчиваются осуждением корыстолюбцев. Руководством вузов освоен ряд способов искусственного открытия вакансий на бюджетных отделениях.
Нет ни одного документа, который бы обязывал администрацию вуза изучить со студентом (вчерашним школьником) устав вуза, положение об академической отчетности студентов и другие жизненно важные документы. В этом вопросе инициатива должна быть за чиновниками, представляющими интересы государства.