25.10.2005 03:40
Экономика

Что ожидает российскую экономику после 2010 года?

Новая версия среднесрочной программы ожидает последней резолюции правительства
Текст:  Евгений Васильчук
Российская Бизнес-газета - : №0 (529)
Читать на сайте RG.RU

Лукавые цифры

Причем с количественными прогнозами у минэкономразвития еще не все так уж плохо, в том числе и с долгосрочными - аж до 2015 года. Конечно, основаны они в основном на перспективах глобальной энергетической конъюнктуры и лишь отчасти на той гипотетической реструктуризации, которая, как предсказывает минэкономразвития, должна набрать силу в 2008-2010 годах. К тому времени большинство членов правительства и других высших должностных лиц страны почти наверняка поменяют место работы. Ответственности за более близкую перспективу 2006-2008 годов с них, разумеется, никто не снимет. Но и спрос, конечно, будет уже не тот.

Недовольство вызывают даже не столько формально скромные цифры среднесрочного прогноза. В конце концов, в России сохраняется пока вполне приличный рост реальных доходов населения и инвестиций в основной капитал. И если темпы роста вдруг будут хотя бы немного выше, а инфляция ниже, то иронизировать по этому поводу ни в Кремле, ни в Белом доме никто не будет.

Надо делать хорошо

А вот по какой реальной программе будет работать российское правительство ближайшие три года, так и остается горячей темой для экономистов-аналитиков и обозревателей средств массовой информации. К тому же просвещенная часть населения, не говоря уже о политиках и бизнесменах, также не прочь более конкретно представлять себе, на что и с какой эффективностью расходуются деньги налогоплательщиков. В 247-страничной среднесрочной программе сказано, кажется, обо всем. Место нашлось даже политике в сфере культуры и массовых коммуникаций и развитию системы общероссийских социально-экономических классификаторов. Идеология же всей программы, как уже приходилось писать не в обиду авторам, полностью укладывается в бессмертный афоризм "надо делать хорошо, чтобы было лучше". Проштудировав весь документ, более или менее конкретных рецептов, что же именно надо сделать, наберется едва ли не больше дюжины. Правда, есть фундаментальный прогресс: в среднесрочной программе все-таки появилось на странице 193-й заветное словосочетание "удвоение ВВП".

В хвосте реальной жизни

Между тем сейчас в России более или менее четко сформировалось как минимум три направления государственной социально-экономической политики в общефедеральном масштабе. Во-первых, это борьба с бедностью и реформа образования, здравоохранения и социально-жилищной сферы до того уровня, который бы обеспечил расширенное воспроизводство национального человеческого капитала.

Во-вторых, стоит задача немедленного начала модернизации и замены основных фондов, ускорения конкурентоспособного роста национальной экономики, адекватного и быстрого ответа на вызовы мирового научно-технического прогресса, стандартов производства и потребления, качества жизни. Отметим, что решение этих двух задач идет рука об руку, не терпит абсолютно никаких отлагательств и затягивающихся на месяцы обсуждений в высоких кабинетах. Мы должны абсолютно точно определиться, какие именно конкретные товары, технологии и услуги мы будем продвигать на мировые рынки, обеспечивать себе мировое лидерство, не особенно заботясь о средствах и оглядываясь на естественные демарши конкурентов.

Наконец, третий приоритет - формирование таких общественных институтов, как общегражданских, так и финансово-экономических, которые бы обеспечили преемственность демократических и рыночных преобразований. По сути дела, это задача системной трансформации и мировоззрения миллионов россиян, создание эффективных механизмов разрешения как общественно-политических, межнациональных конфликтов, так и бытовых и хозяйственных споров. Сюда же можно отнести и такие, более прикладные задачи, как создание полноценных финансовых рынков, надежной банковской системы и всего того комплекса факторов, которые обеспечивают международную конкурентоспособность развитой рыночной экономики с уже достигнутым заделом конкурентоспособных конкретных товаров, технологий и услуг.

Диагноз поставлен...

Было бы явным наветом сказать, что в программе Грефа ничего этого нет. Вызовы современной международной конкуренции более чем серьезны. Россия уже фактически потеряла многие отрасли, технологии и человеческий капитал. Это не только ослабило ее тактическую обороноспособность, но и сделало предметом потенциальных территориальных притязаний и раздела внутреннего рынка. Приговор самих авторов среднесрочной программы поражает жесткостью и бескомпромиссностью формулировок:

"В настоящее время российская экономика подошла к поворотному рубежу - на фоне растущих вызовов глобальной конкуренции и необходимости ускорения темпов развития нарастает критическая масса факторов, которая может привести к существенному торможению экономического роста. Практически исчерпан потенциал экспортно-сырьевой модели экономического роста в связи с усилением ограничений по добыче эффективных природных ресурсов и пропускной способности транспортной инфраструктуры.

Все отчетливее обозначаются пределы роста доходов населения из-за низкой производительности труда, недостаточности условий и стимулов для развития человеческого капитала в соответствии с современными требованиями глобальной конкуренции на рынке труда.

Сохраняется тенденция деградации производственной инфраструктуры социальной сферы, прежде всего в сферах жилищно-коммунального хозяйства, общего образования, здравоохранения.

Ужесточается конкуренция на внутренних рынках вследствие исчерпания эффекта девальвации рубля в 1998 году и ускорения процесса интеграции в мировую экономику. Обостряются проблемы технологического отставания российской экономики, недостаточного качества производственной инфраструктуры, низкого уровня инновационной активности. Сложившаяся корпоративная структура экономики характеризуется серьезным отставанием в развитии малого и среднего бизнеса, крайне ограниченным количеством современных компаний, способных эффективно конкурировать на открытых рынках.

Очевидно, что в условиях сложившейся экспортно-сырьевой структуры экономики, низкого качества государственного администрирования и торможения институциональных преобразований российская экономика не сможет выйти на устойчивые темпы роста ВВП выше 4-5 процентов в год даже при высоких мировых ценах на нефть. Такие темпы расширения экономического потенциала находятся ниже уровня, необходимого для преодоления экономического отставания России от ведущих стран мира и решения поставленных задач социального развития и обеспечения национальной безопасности.

...и рецепты готовились

Для поддержания устойчивых темпов роста на уровне 6 и более процентов в год необходимо завершить формирование конкурентоспособной модели экономики, опирающейся на имеющиеся в стране глобальные преимущества и ресурсы развития. К ним в первую очередь относятся:

- научно-технический, кадровый и природный потенциалы, составляющие сравнительные преимущества России в глобальной экономике;

- геоэкономические преимущества, связанные с положением России на постсоветском пространстве, развитыми торгово-экономическими связями с лидерами мировой экономики, масштабным транзитным потенциалом;

- значительный инвестиционный потенциал - валовые национальные сбережения, составляющие, по оценке, 31 процент ВВП;

- макроэкономическая стабильность и сформированная нормативно-правовая база экономики, создающие основу для притока инвестиций и развития бизнеса.

Казалось бы, есть вызовы, есть ресурсы. Чего же боле? Твори, выдумывай, пробуй! Увы, весь критический пафос ушел в песок откровенно благих намерений и пожеланий. А главное - время потребовало действий, а не деклараций о намерениях.

Улучшить, углубить, повысить

"Для реализации имеющегося потенциала ускорения развития формируется долгосрочная политика повышения конкурентоспособности и эффективности российской экономики, интегрирующая:

- социальную политику, содействующую преодолению бедности, росту уровня жизни и доступности социальных благ;

- стратегический подход к развитию ключевых секторов экономики, определяющих качество человеческого капитала, уровень технологического развития, состояние производственной инфраструктуры;

- действия по ускорению институциональных реформ, содействующих повышению конкурентоспособности российских компаний и развитию малого бизнеса;

- региональную политику развития, нацеленную на повышение мобильности товаров и факторов производства, содействие развитию конкурентоспособных территориально-производственных кластеров;

- обеспечение рациональной интеграции России в глобальное мировое сообщество, реализующей сравнительные преимущества российской экономики, и включение российских производителей в международные цепочки создания добавленной стоимости;

- перестройку системы государственного администрирования, включая оптимизацию функций государственного управления, повышение прозрачности и ответственности федеральных органов исполнительной власти перед гражданским обществом, внедрение проектно-целевого подхода в их деятельность;

- развитие механизмов частно-государственного партнерства.

При этом сразу же оговаривается, что многие из намеченных мероприятий среднесрочной программы социально-экономического развития России (в том числе и зафиксированные в отраслевых Стратегиях развития) дадут основной результат после 2010 года. Так, потенциальный эффект реализации Стратегий развития оценивается в 1,0-1,4 п.п. роста ВВП в год в 2006-2010 годах и до 2,5 п.п. в год в 2011-2015 годах.

Что делать до 2010 года

Переломным для развития российской экономики в ее современной структуре, как уже говорилось, может стать период 2009-2011 годов. Именно в эти годы резко обозначатся барьеры, связанные с недостатком конкурентоспособных мощностей и продуктов. Одновременно перестанут действовать защищающие внутренний рынок меры, предусмотренные на переходный период в рамках вступления в ВТО. Кроме того, вероятно существенное ухудшение мировой конъюнктуры. Если к этому времени зависимость экономики от экспорта топливно-сырьевых ресурсов в достаточной мере не сократится, неизбежной станет пауза роста. Она может сопровождаться значительными социальными издержками, которые будут усилены растущим дефицитом пенсионной системы.

Возможность существенного ускорения роста связана как с опережающим развитием высокотехнологичной и информационной компонент экономики, так и с коренной модернизацией традиционного сектора, в котором к 2015 году по-прежнему будет сосредоточена основная часть занятости и доходов. А где же диверсификация, инновации и высокие технологии?

Судя по всему, все сведется к уже до боли знакомому, да и виновные уже назначены: "Анализ реализации реформ демонстрирует, что контроль за созданием необходимой нормативно-правовой базы сочетается с неэффективной правоприменительной практикой в реформируемых сферах. В результате... реформы ограничиваются разработкой и принятием федеральных законов и постановлений правительства РФ. Их реализация не является предметом анализа и контроля со стороны государства" (читай - правительства и, страшно сказать! - президента). А в программах недостатка не будет.

Из прогноза Минэкономразвития России

Базовый сценарий (вариант 1) предполагает сохранение инерционной динамики развития, характеризующейся снижением конкурентоспособности российской экономики, недостаточным улучшением инвестиционного климата и не предусматривает реализацию новых масштабных национальных проектов или стратегий. Государство обеспечивает стабильность бюджетной системы и поддержание инфляции на уровне целевых показателей, однако создание новых "институтов развития", связанных с активизацией государства в сфере экономики, не предполагается.

В первом варианте прогноза предполагается стабильный долгосрочный рост экономики со средним темпом роста ВВП 5 процентов, что обеспечит увеличение ВВП за период 2006-2015 годов в сопоставимых ценах в 1,65 раза.

Инновационно-активный сценарий (вариант 2) предполагает усиление инновационной компоненты экономического роста на основе реализации пакета институциональных преобразований и долгосрочных стратегий развития ключевых секторов экономики, что приведет к интенсивным структурным сдвигам и ослаблению зависимости от нефтегазового и сырьевого экспорта.

В инновационно-активном сценарии темп роста экономики (ВВП) превышает показатели базового сценария в среднем на 1,3 процентных пункта и составляет 6,3 процента в год. Этот сценарий рассматривается как целевой сценарий экономического роста, соответствующий в основном решению задачи удвоения ВВП за десятилетие. В его рамках интенсивные структурные преобразования становятся возможными во многом благодаря активным действиям государства, направленным на формирование эффективной системы институтов развития.

Этот вариант обеспечит начиная с 2009 г. ежегодные темпы роста ВВП, в среднем на 1,5 процентных пункта превышающие показатели базового варианта развития. К 2015 году темпы роста экономики достигнут 7 процентов, а объем ВВП в 2015 году будет в 1,85 раза больше уровня 2005 года.

Макроэкономика Зарплата Минэкономразвития