Между Данией и Канадой давно существует конфликт из-за островка Ханс, "затерянного" в арктических льдах между датской Гренландией и крупным канадским островом Эльсмер, - в одной тысяче километров от Северного полюса. Сам этот остров - узкая полоса обледенелых скал, но прилегающие воды изобилуют высокоценными морепродуктами, а дно "содержит" нефть с газом. Доразведку гренландских и близлежащих нефтегазовых месторождений, в том числе вблизи соседних Фарерских островов, тоже автономных от Копенгагена, планируют осуществлять с 2006-2008 годов фирмы Дании, США и Великобритании.
В 2002 году датский военно-морской флот осуществил ледокольную экспедицию на Ханс, где тогда же, вопреки протестам Канады, были установлены флаги Дании и Гренландии. По мнению французской "Либерасьон", "островок Ханс в перспективе может приобрести стратегическое значение: если глобальное потепление продолжится, окрестные воды очистятся ото льдов, а Ханс станет важным транзитным пунктом на пути между Северной Америкой и Евразией".
Интерес Франции к этой проблеме обусловлен схожими ее спорами с Канадой: в 10-20 километрах от атлантического побережья Канады расположены французские острова Сен-Пьер и Микелон, а ресурсные богатства здесь те же, что вблизи Ханса и Шпицбергена. Франция, тоже заинтересованная в своей доле ресурсов и акватории на стыке Атлантики и Арктики, фактически поддерживает позицию Копенгагена в датско-канадском споре.
По данным украинского агентства "Фор-Ум" и североевропейских источников, в настоящее время датские специалисты выясняют природно-географическую связь Гренландии с Северным полюсом. Предполагается, что горный хребет имени Ломоносова (кстати, не переименованный датчанами...) на севере Гренландии не заканчивается там, а вплотную стыкуется с Северным полюсом. Если эта взаимосвязь будет подтверждена, тогда Дания с Гренландией вправе претендовать на обширную арктическую акваторию, включая Северный полюс. По экспертным прогнозам, в этом случае не Норвегия, а Дания с Гренландией (и Фарерами) станут обладателями наиболее крупных нефтегазоресурсов "евроарктического" зарубежья.
Поддержка же Копенгагеном норвежской позиции по спорам с РФ в Баренцевом бассейне нацелена на "встречную" взаимность со стороны Норвегии в датско-гренландских противоречиях с Канадой. Впрочем, аналогичные споры существуют между Исландией, Великобританией и Данией с ее автономиями, между Норвегией и Исландией, Фарерами и Великобританией (достаточно напомнить о "тресковых", "сельдевых" и других "рыбных войнах" между этими претендентами). Оно и понятно: в европейской Арктике есть что и кому делить.
Между тем
Причины недавнего происшествия вблизи Шпицбергена британская The Financial Times, в статье "Противостояние между Россией и Норвегией из-за рыболовства", видит "в споре из-за права на лов в богатых рыбой водах вокруг демилитаризованных островов Шпицбергена, на которых, в соответствии с Парижским международным договором, находится российская "колония" по добыче угля. Норвегия, для которой рыболовство является самым большим после добычи нефти и природного газа источником экспортных доходов, озабочена сокращением рыбных запасов и установила вокруг Шпицбергена защитную зону со строгими правилами рыболовства. Но Россия пока отказывается признавать эту зону. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров фактически оспорил установленные Норвегией правила рыболовства".