26.10.2005 01:00
Власть

Судебно-правовая система будет усовершенствована

Судей застращают, право уточнят
Текст:  Анна Закатнова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3909)
Читать на сайте RG.RU

Все началось вполне невинно. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ отмечал свое 80-летие в строгом соответствии с протоколом: научная конференция, концерт, фуршет - и все это украшают гости из правительства. Институт каждый год выдает около 1000 экспертных заключений на различные законопроекты, то есть с учетом выходных по 7-8 за день, так что мероприятие обещало быть нерядовым. Сначала руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин бегло очертил возможный будущий фронт работ для института. По словам Нарышкина, дополнительное правовое урегулирование требуется для "преодоления коррупции", для создания "устойчивого баланса между Центром и регионами" (особенно при развитии институтов местного самоуправления), для "улучшения качества жизни граждан" и для "поддержания правопорядка". Кстати, в отношении последнего пункта Нарышкин даже обратился к правоведам за помощью в поиске "качественно нового понятия" при решении правовых аспектов в борьбе с терроризмом.

Однако судя по выступлению директора Института Талии Хабриевой хозяева конференции и сами имеют четкий план работы по доведению российского права до полного совершенства. Выяснилось, что большая часть законодательной деятельности - это работа над ошибками: так, в 2004 году из 226 подписанных законов только 20 были принципиально новыми, и то 8 из них в том же году дополнили поправками, а в нынешнем из уже подписанных 115 только 7 законов имеют собственный предмет регулирования. Хабриева не только предложила изменить общий подход, то есть "упростить законодательство", но и сформулировала конкретные меры: "следует более точно определить условия, когда проведение референдума невозможно". Она также заметила, что наметившуюся тенденцию обратной передачи полномочий из Федерального центра регионам следует проводить постепенно. Ну а заодно директор нацелилась и на социальное законодательство, и на создание единой правовой концепции по миграции, и на создание механизмов подчинения СМИ интересам общества.

Поднявшийся следом на трибуну глава Конституционного суда Валерий Зорькин тоже не смог не отвлекаться на конкретику своей деятельности, но приоритеты у него все же были другие. Как обычно, глава КС предпочел указать на основные модели правового регулирования: "Надо защищать то государство, которое защищает граждан", и "это не договорная, а конституционная Федерация". Он также заметил, что сейчас, в разгар проведения реформы, разграничения полномочий между Центром и регионами (которые часто оформляются особыми договорами, как, например, с Чечней или Татарстаном), "договоры могут употребляться, но они не имеют того значения, какое было до Конституции 1993 года". Что же касается модернизации, то тут Зорькин, вспомнив римское право, блестяще смог доказать, что перемены для правоведа - это просто новое прочтение традиции: "Общество шло по тому пути, что девочка не курица, а человек, и она была приравнена к мальчикам римлянами в тех же качествах наследования". Впрочем, стимул к переменам в судебно-правовой системе РФ лучше всего доказывает рост обращений граждан в Европейский суд по правам человека, в чем Зорькин увидел "неудовлетворенность граждан системой правосудия". Тут первый замдиректора Юрий Тихомиров, сидевший в президиуме и руководивший заседанием, поспешил представить не менее популярную среди юристов позицию: "Нельзя манипулировать флагом защиты прав человека - мы и сами понимаем, что это надо делать".

Зато глава минобрнауки Андрей Фурсенко предпочел выступить, по его собственным словам, "как потребитель": "Сфера, которой я занимаюсь, требует серьезных изменений в правовом поле, главная проблема не деньги, мы очень сильно запаздываем с модернизацией образования и науки". Порадовавшись консерватизму, который сберег их в 1990-е, министр признал, что существующее законодательство "принималось в другое время, когда материальная поддержка заменялась декларациями, сейчас, адаптируя эти законы, мы их ломаем, нужны системные изменения, а не латание дыр". Оказалось, что Фурсенко нужна новая правовая база, которая позволила бы "снять страх сообщества перед приватизацией образовательных учреждений по цене стен". И для четкой юридической фиксации прав на интеллектуальную собственность. И для уничтожения барьера между наукой и образованием. Так стало ясно, что судебно-правовую реформу нужно возобновлять не только ради ее структур, но и как составную часть заявленных президентом нацпроектов.

Главе минздравсоцразвития Михаилу Зурабову правовая помощь тоже необходима. "Окно возможностей в бюджетном процессе открывается на часы, если вы знаете этот час, то есть шанс попасть туда, где принимаются решения, а потом вписать это в действующее законодательство", - экзистенциальные поиски министра потрясали безысходностью. Впрочем, он быстро вышел из мрачного настроения и предложил как образец правовых отношений 122-й Закон о реформе льготных выплат: "Мы реализовали новаторскую идею - государство должно предоставить человеку выбрать, - в этом смысле свобода прав становится свободой экономической". А еще Зурабов предложил начать конкурентную борьбу за человека, иначе в существующем открытом обществе "население или не рожает, или покидает страну".

И только глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов пришел на эту конференцию с уже готовыми планами реформы, чем лишний раз подтвердил информацию о создании в кремлевской администрации рабочей группы, занимающейся предложениями по совершенствованию судопроизводства, повышению статуса и ответственности судьи. Почти в таком порядке прозвучало и выступление Иванова, если не считать осторожной оговорки: предложив подумать о том, "нужна ли нам новая судебная реформа", он принялся убеждать слушателей не ломать судебную систему. "Она уже сложилась, вряд ли кто-то скажет, что нам надо переписать все радикально, мы должны говорить о совершенствовании уже имеющейся судебной системы", - заметил глава ВАС. И, озвучив ту программу мер, которую Иванов предложил на парламентских слушаниях в Совете Федерации в понедельник, для себя он задачу определил масштабно: "Повышение доверия со стороны населения".

Госуправление