Хотя положительные сдвиги все же есть - это, к примеру, повышение экономической самостоятельности высших учебных заведений. Но и эта самостоятельность зачастую провоцирует необоснованное увеличение "платных" мест в учебных заведениях. Не говоря уже о материально-технической базе, которая по-прежнему вызывает лишь чувство ужаса у преподавателей. Впрочем, как и зарплата самих учителей и директоров школ, "корпус" которых, как выразилась одна из участниц заседания, "уже сильно пообтрепался". Среди других интересных явлений, которые явило вчерашнее совещание, - категорическое несогласие рядовых преподавателей, которые "работают в поле", с мнением ряда высоких чиновников от образования существенно снизить учебную нагрузку в российских школах. Ведь чересчур щедрые послабления высвобождают у учеников много времени, что заканчивается приводом в отделение милиции.
По традиции, открывая заседание Совета, приоритеты на ближайшее время перед чиновниками, преподавательским составом и бизнесом расставил Владимир Путин. "Качество образования остается проблемой номер один", - заявил президент. Впрочем, он тут же дал объяснение, почему так происходит, выразив мысли большинства российских учителей. Это прежде всего условия жизни и работы педагога. "Учитель - главная движущая сила качественного обновления вузов и школ", - говорил президент под одобряющие улыбки преподавателей. В этом контексте нельзя было не вспомнить об общенациональных проектах, которые сулят учительскому корпусу индивидуальные гранты, выплаты ежегодных премий и повышение зарплат бюджетникам. И здесь он упомянул правительство, на которое, напомним, Путин в понедельник возложил основную ответственность за реализацию проектов. Ну а самим преподавателям, согласно заданию Путина, придется "пройти свой путь, чтобы обновить подходы к воспитанию, к внедрению современных образовательных технологий, использованию возможности Интернета". Среди других новостей из сферы обучения, озвученных вчера президентом, - совет расширить квоты в российских вузах на прием иностранных студентов, и прежде всего студентов из СНГ. Среди причин его недовольства - увеличение количества вузов, для которых платное образование - самоцель.
Следующим оратором была ректор Санкт-Петербургского университета Людмила Вербицкая. В последнее время она перегнала даже министра образования и науки Андрея Фурсенко по количеству публичных выступлений относительно реформы образования и стала чуть ли не главным ньюсмейкером на разнообразных "круглых столах", посвященных образованию. Говорила она практически о том же, о чем и президент, - о недостатках и достоинствах платного образования, Едином государственном экзамене, изношенности материально-технической базы и старении кадров в этой области. Единственную новость, которую сообщила ректор, стала ее идея о необходимости для студентов отработать по специальности своего вуза три года после получения аттестата. Надо думать, учащимся эта новация вряд ли придется по душе.
Более живым, но не менее долгим было выступление Аллы Курбатовой - директора гимназии "Дмитров" Московской области. После ее спича стало понятно, почему так хотели выступить все остальные участники. Попросту мнение Курбатовой резко отличалось от мнения представителей официального руководства минобразования. И главная ее претензия к чиновникам состояла в том, что снижение учебной нагрузки в разных ее проявлениях для учеников будет худшим вариантом. "Мы, Владимир Владимирович, с вами ровесники", - обратилась она к президенту. И посетовала, что, когда она сама училась в школе, время обучения составляло 41 час в неделю, а сейчас - только 33, иногда - 35. "То есть на полтора года меньше за весь срок учебы", - пояснила она. И констатировала, что забота о детях в таком ее проявлении - это забота мнимая. Приведя пример Голландии, где старшеклассники учатся по десять уроков ежедневно длительностью в пятьдесят минут, она продолжила иллюстрировать губительность "послаблений" примером своего собственного района тем, что приводов в милицию школьников там нет вообще. "В конце концов, надо думать и о здоровье детей. И школы, где туалет на улице, этого здоровья ученикам не прибавляют", - мрачно завершила она свою речь.