Курская область находится сейчас под свежим впечатлением от муниципальных выборов, состоявшихся в минувшее воскресенье во всех 28 сельских районах.
Повсеместно выборы не просто проведены, но и к настоящему времени уже официально признаны состоявшимися. Объявлены результаты, которые дают теперь пищу для оживленного общественного обсуждения.
Сельские районы по результатам этих выборов не только законодательно, но уже и фактически перестают быть "административно-территориальными единицами" и реально превращаются в "муниципальные районы" с избранными населением органами представительной власти, главами районов и со своими, так сказать, юридически полноценными бюджетами. До сих пор (и на это не раз в своих публикациях обращала внимание "РГ") в Курской области местное самоуправление существовало только в "низовом" звене - на уровне городов, поселков, крупных сел и небольших территориальных образований в границах прежних сельсоветов. На уровне районов самоуправления не было, и что такое район, вообще было трудно понять: с одной стороны, его территория в силу традиционных экономических взаимосвязей и ранее сложившейся социальной, властной инфраструктуры продолжала восприниматься сознанием как нечто единое целое, но никакого целого-то и не было. Районные администрации являлись всего лишь структурными подразделениями администрации областной, и глав этих администраций назначал-освобождал губернатор. Только ему (во всяком случае, только по вертикали) они были подотчетны и работали, даже не имея властных противовесов в лице депутатских собраний.
Теперь в каждом районе появляется не только глава, облеченный именно местной властью, но и представительный орган численностью от 15 до 30 депутатов. Значит, будет бюджет, а не "смета расходов", как раньше, и будет все-таки коллегиальная работа над бюджетными цифрами. Правда, в условиях "плывущего" (то и дело уточняющегося, нестабильного) федерального законодательства о местном самоуправлении предстоит еще много-много потрудиться, чтобы разработать и в установленном весьма сложном порядке принять уставы муниципальных районов, зарегистрировать их в органах юстиции, - только тогда в районах появятся правомочные должностные лица под названием "глава местной администрации" и вообще дееспособная районная власть. Дай-то бог, говорят сегодня в областной администрации, со всем этим успеть хотя бы до конца года…
Однако таково уж свойство всякой рутины: какой бы нужной и тяжкой эта работа ни была, она неинтересна и просто никому неведома, кроме разве что занимающихся ею и отвечающих за нее чиновников. Сейчас на слуху другое. Вся Курская область смотрит, кого именно избрало на первые властные роли население в тех или иных районах и сколько губернаторских назначенцев уцелело, то есть успешно прошло "всенародную кадровую ревизию".
Что ж, в этом смысле состоявшиеся выборы тоже дали весьма и весьма интересный результат. Все 28 глав районных администраций, которых не далее как в нынешнем году (после своего собственного назначения) назначил на должность губернатор Александр Михайлов, участвовали в выборах в качестве претендентов на должность. Так вот, в 11 районах население им отказало в доверии, то есть фактически поставило губернатору "двойку" за его кадровые предпочтения. Не все мои знакомые в курских областных властных структурах согласятся со столь жесткой формулировкой, но мне она кажется хоть и горькой, но точной. И если бы в России не поменялся порядок избрания-назначения губернаторов, если бы именно в эти дни по истечении пятилетнего срока работы в губернаторской должности Александр Михайлов выставлял бы свою кандидатуру на всенародные курские выборы, то по крайней мере в 11 районах "горел бы он синим огнем" вместе со своими назначенцами. Почти в каждом из этих случаев было и без выборов совершенно очевидно, что совершена кадровая ошибка. Один глава погряз в склоках-разборках. О другом все знали, что он просто пустое место на этой должности, - когда-то даже колхозу ладу не дал, больше всего славится корыстолюбием, а вот поди ж ты, по каким-то неведомым мотивам получил ключевую, можно сказать, должность. Третий вроде не столь плох, но "чужак", никакой реальной опоры и, значит, реального влияния в районе не имеет… Непонятно, зачем нужно было ждать, когда за губернатора кардинальные кадровые решения примет население и уберет с должностей людей, просто-напросто не способных работать. В конце-то концов, репутация лидера области еще в большей степени зависит от качества работы подчиненных, чем даже от своих собственных дел.
Но, может, как раз итоги районных выборов понудят Александра Николаевича критичнее посмотреть вокруг себя и самому увидеть, на каких государственных должностях люди добавляют ему созидательной славы, а на каких тоже славу создают, но другую?..