Недавно Полевской, рядовой городок Свердловской области, стал эпицентром милицейского бунта на Урале. Почти весь состав местного ОВД - более полутора сотен человек - на офицерском собрании выдвинул требования прекратить кампанию по охоте на оборотней в рядах МВД: "Иначе некому будет охранять порядок".
Свое обращение провинциальные милиционеры передали в письменном виде областному начальству, а также попытались известить о происходящем Москву, написав открытое письмо. Петицию протеста перехватили, но замолчать бунт не удалось.
По натянутым нервам
Над письмом в столицу в простеньких кабинетах старого здания ОВД Полевского инициативная группа офицеров маялась долго. Все думали: как написать, чтобы проняло не хуже предупредительного выстрела. Но в конце концов начали излагать как в протоколе: когда и по какой статье в отношении милиционеров было возбуждено дело и в чем, по их мнению, кроется несправедливость.
За неполный год уголовные дела были возбуждены в отношении семи полевских милиционеров. Все они основывались на заявлениях граждан, в которых милиционеров обвиняли в различных грехах: от отказа в регистрации преступления до избиения подследственных. Троих сотрудников угрозыска суд приговорил к длительным - от трех до восьми лет - срокам лишения свободы, еще двое находятся под подпиской о невыезде. Через неприятности уголовного разбирательства прошли и несколько участковых.
Все это в итоге сказалось не только на стройности милицейских рядов, но и на настроении преступников. За семь месяцев чистки мундиров в городке разгулялась уличная анархия. Пока прокуратура боролась за законность действий милиции, преступность в городе выросла больше чем вдвое. Даже для Свердловской области, традиционно твердо входящей в лидеры криминальных регионов России, это рекорд. Фактически все сотрудники местного ОВД считают, что к ним относятся предвзято, и называют происходящее "охотой на ведьм", кампанейщиной и "мракобесием под прикрытием законности". При этом признают, что не всегда им удается соблюсти букву закона. Да и опыта многим не хватает: состав оперов и участковых так часто меняется, что даже отслуживший два года уже ходит в "дедах". Но свои "ошибки" милиционеры не считают опасными для общества, тем более уголовно наказуемыми.
Покусанные жизнью
Последнее дело, которое и довело до нервного срыва целый ГОВД, спровоцировала женская коленка. Дело о разбитой коленной чашечке гражданки Колмогоровой было возбуждено прокуратурой весной. Обвиняются двое оперуполномоченных. Как утверждает потерпевшая, во время принудительной доставки в милицию она от толчка милиционера в спину упала и покалечилась.
У милиционеров своя точка зрения. По их версии, толчок событиям был дан раньше. Февральской ночью в одну из квартир микрорайона Черемушки ворвалась группа парней. Вооруженные железными трубами, они начали выбивать из хозяина сведения о ценностях. Ценностей наскреблось на 11 тысяч рублей. Когда приехала милиция, то посреди поломанной мебели в луже крови при смерти лежал хозяин.
Уже наутро грабителей задержали. По оперативной информации, похищенные вещи хранились на квартире одного из родственников. А ключи от нехорошей квартиры, по данным осведомителей, имелись у Колмогоровой. С разрешением на обыск оперативники пришли на работу к женщине и потребовали отдать им ключи для досмотра подозрительного помещения. Оперативники утверждают, что Колмогорова отдать ключи отказалась, при этом высказалась в крепких выражениях. Тогда милиционеры решили изъять ключи силой. Склока перешла в потасовку: Алексея Скачкова женщина укусила в плечо, а на Григории Романюте разорвала куртку. За неподчинение даму сковали наручниками и повезли в ОВД. При выходе из машины, утверждают опера, Колмогорова и упала. Как двое мужчин не смогли справиться с одной женщиной и каким образом при случайном падении она сломала колено, милиционеры не объясняют.
Хотя утверждают, что награбленное действительно обнаружили в той самой квартире, за ключи от которой и разгорелась битва. Избитый грабителями хозяин неделю находился в реанимации, но врачи его все-таки выходили, предупредив, что инвалидность теперь ему гарантирована. Оперативники, пострадавшие от Колмогоровой, подали на нее заявление в прокуратуру. Они требовали возбудить уголовное дело за оказание сопротивления сотрудникам милиции. Заявление милиционеров не приняли, указав, что укусы нанесены женщиной инстинктивно, а куртка - невелика жертва, ее можно и зашить.
Между тем заявление Колмогоровой было принято в производство, и сегодня уголовное дело на пути к суду. Покусанные и ободранные опера были поддержаны всеми коллегами. Вывод они сделали однозначный: в прокуратуре отрабатывают задание на массовый отлов "оборотней в погонах".
Обратный отсчет
В облпрокуратуре на выступление милиционеров среагировали сдержанно. Недавно заступивший на свою должность прокурор Павел Кукушкин не видит в действиях подчиненных ни заказа, ни политики: "В других районах не боятся прокуратуры. Мы выявили и поставили на учет в одном из районов Екатеринбурга 180 преступлений сотрудников милиции. В Полевском выявлено около 20 или 30. Может, там и есть перегибы, мы посмотрим, проанализируем результаты внутренних проверок".
Пока результаты анализировались, выяснилось, что обратный отсчет пошел. Сотрудники угрозыска Верхней Пышмы, городка, примкнувшего к Екатеринбургу, заявили о массовом увольнении. Так они выказали протест против приговора, вынесенного в адрес их коллеги, осужденного за превышение полномочий. Из криминальной милиции далекого Тугулыма идут письма с просьбой "оказать содействие в разрешении конфликта с руководством местной прокуратуры". Общественность - депутаты и журналисты Алапаевска - просит разобраться с осуждением начальника местного угрозыска. В независимом профсоюзе сотрудников ОВД Свердловской области уверены, что "скрупулезная работа по выявлению и изобличению имеющихся в МВД "оборотней в погонах" - кампанейщина". По данным этого профсоюза, с 2000-го по 2004 годы 272 сотрудника милиции области были незаконно привлечены к уголовной ответственности, но после вынесения судом оправдательного решения перед обеленными "оборотнями" никто даже не извинился.
"Ситуация складывается нехорошая, - призналась нам уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. - Если в прошлые годы в наш комитет в большинстве своем поступали жалобы на беспредел сотрудников МВД, то сейчас чаще приходится защищать самих милиционеров. Я понимаю, что милиция должна стать тем органом, где обычные люди ищут защиты. Но процесс воспитания, психологической перестройки сотрудников нужно вести цивилизованными методами. А не возбуждать уголовное дело против участкового, безупречно прослужившего много лет, лишь за то, что он не принял заявление об убийстве собаки, как недавно произошло в Тугулыме. Вот такой подход называется кампанейщиной".
Вернись с ответом
Накал страстей в Полевском пока замер. Местные милиционеры пережили и нашествие журналистов, и специальную комиссию из столицы - из МВД России, и отдельную комиссию службы собственной безопасности ГУВД области.
Когда верстался номер
Вчера в Свердловскую область прилетел глава МВД России Рашид Нургалиев. "Цель приезда - поближе познакомиться с работой рядовых райотделов милиции и обсудить назревшие проблемы базовых звеньев правоохранительной структуры - городских и районных ОВД", - объяснил он журналистам в аэропорту.
Это уже второй за последний месяц визит Нургалиева на Средний Урал. Но если первый, в начале октября, был связан с вопросами глобального масштаба: борьба с терроризмом и взаимодействие с Интерполом, то сейчас задачи иные. Министр сообщил, что намерен посетить как можно больше райотделов. Войдут ли в список визитов особо "проблемные точки", где милиционеры выразили недовольство состоянием правовой защищенности сотрудников ОВД, неизвестно.