Понимаю, что экспертные советы выдвигают номинантов. А дальше многоголовый "Горыныч", состоящий из Номинационного совета, Бюро правления Санкт-Петербургского отделения СТД, худсовета при Комитете по культуре, может прибавить по своему усмотрению любых других номинантов и им же что-то присудить якобы тайным голосованием.
Поскольку составы этих органов примерно на треть идентичны (в них входят руководители театров и театральные "первачи", в частности, и те, кто номинируются) и поскольку в них очень мало тех, кто следит за театральным процессом, ходит в театр и отсматривает номинантов, то известно (Петербург город маленький), что порой просто по телефону "выборщикам" диктуют списки и они отдают голос тому, о ком наслышаны... И каждый год создается впечатление премии "поощрительной", распределенной - всем сестрам по серьгам. И братьям тоже.
Иногда радуют церемонии вручения. Скажем, в прошлом году праздник организовали Юрий Александров и Вадим Жук. Это был замечательный капустник. Рушились памятники петербургской архитектуры, сновали много-много маленьких Пушкиных...
Нынче все было без затей, по-простому. Церемония, проходившая в БДТ, напоминала вечер в сельском клубе, где заведующему клубом поручили в непринужденной домашней манере (на "ты" - со всеми, на то и село) раздать призы передовикам. "Вручантами" заведующий (им был Александр Аркадьевич Белинский) назначил благопристойные семейные пары (тоже так, по-сельски: мол, поддержим местные семьи...), но дело в том, что половина передовиков-лауреатов на награждение не прибыла, очевидно, занятая на посевной. Они где-то пахали в то время, как их выкликали со сцены БДТ... Картина была просто позорная, в музыкальной номинации вышел один Борис Эйфман, получивший "Софит" за "Анну Каренину", больше - никого! Да и драматические таланты отсутствовали... Это, увы, отношение к премии.
Прошедший петербургский сезон был явно слабым. Настолько, что заранее отменили номинацию "Лучший спектакль сезона", предпочтя не заметить и не номинировав никак явных художественных лидеров - спектакли "На дне" Небольшого драматического театра в постановке Льва Эренбурга и "До свидания, Золушка!" Анатолия Праудина на Экспериментальной сцене "Балтийского дома". Первый не прошел по каким-то уставным соображениям "Софита" (не та административная подчиненность), а второй - потому что уже получил премию "Арлекин" как лучший спектакль для детей. А то, что он и для взрослых, - не считается. Несомненное событие сезона - "Оскар и Розовая дама" вынесли за скобки, учредив для Алисы Фрейндлих специальную премию "Актер года" и справедливо не поставив актрису в ситуацию конкуренции. Ибо в те сезоны, когда Фрейндлих играет, а Гергиев дирижирует, две номинации можно смело исключать из списка и не делать вид...
То есть намеренно устроили соревнование в среднем весе. А то и вовсе простое награждение. За заслуги.
Ни с кем не соревновался Михаил Швыдкой, которого наградили "За поддержку театрального искусства" великого города, хотя, признаться, я всегда полагала, что это его должностные обязанности... Боюсь, сам он это тоже понимает.
Ни с кем не соревновался Юрий Григорович ("Софит" продублировал "Золотую маску" и дал балетмейстеру премию им. Г. Товстоногова).
Ни с кем не соревновались награжденные за творческое долголетие Зоя Виноградова, Виталий Копылов (опять семейная пара) и Исаак Штокбант.
Не соревновались дебютанты Олег Абалян, Ольга Медынич и Виталий Куликов.
Среди тех, кто как будто соревновался, лучшими оказались режиссура Владислава Пази ("Оскар и Розовая дама"), Вера Карпова в спектакле Театра комедии "Ретро" и Сергей Русскин в роли Иудушки Головлева ("Русская антреприза"), на "втором плане" лучшим оказался Роман Громадский (дядя Петя, "Изображая жертву", "Балтийский дом"), дуэт Елены Калининой и Дмитрия Воробьева в спектакле "Двое на качелях" ("Приют комедианта", художник Марина Азизян ("Нора" в Александринке), Анна Нетребко (партии Марфы и Джильды в Мариинке), Евгений Акимов (Водемон в "Иоланте" и Герцог Мантуанский в "Риголетто"), режиссер Ален Маратра ("Путешествие в Реймс", Мариинка), Оксана Кучерук (Лиза в "Тщетной предосторожности", Малый оперный), Альберт Галичанин - Каренин ("Анна Каренина" Эйфмана).
А потом все ринулись в ресторан СТД, который напоминал привокзальный буфет на станции, где сутки назад прекратилось движение поездов и скопилось много пассажиров. Я видела Алису Фрейндлих, затертую в угол, ей было просто неловко (не в ее это правилах) пробиваться к столу, на котором уже, кстати, мало что стояло...
...А начинался вечер правильно. На большом экране показали портреты Шаляпина, Михаила Чехова, Анны Павловой, объявив, что никто из них не был никаким номинантом, и все они покинули страну, не будучи лауреатами "Золотого софита"...