28.10.2005 01:40
Культура

Алексей Герман: кино делается не для призов...

Вчера на экраны страны вышел новый фильм Алексея Германа-младшего "Гарпастум"
Текст:  Татьяна Хорошилова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3911)
Читать на сайте RG.RU

Досье "РГ"

Алексей Герман родился в Москве в семье режиссера Алексея Германа и сценариста Светланы Кармалиты. Два года проучился на театроведческом факультете Санкт-Петербургской академии театрального искусства, затем перевелся на режиссерский факультет ВГИКа. Cнял фильм "Последний поезд", который получил множество призов. Фильм "Гарпастум" участвовал в конкурсе 62-го Венецианского кинофестиваля 2005 г. и был встречен овациями. Но российские кинокритики приняли его весьма прохладно. Это и стало темой нашего разговора с режиссером.

Алексей Герман:

- На Венецианском фестивале российской картине долгое время аплодировали стоя. Об этом стоит говорить как о каком-то поводе для гордости. Когда демонстрировалась китайская картина, все китайцы ходили за своими режиссерами. Патриотизм начинается с поддержки, а когда мы - русские - приезжаем, поддержки со стороны нашей прессы нет никакой. У нас презумпция того, что иностранцы лучше. Если русские попадают в лидеры, то по ошибке.

- Тем не менее вы не получили приза в Венеции. Обидно было?

- Попадание в конкурс Венецианского кинофестиваля - это уже победа, и не важно, получили мы приз или нет. Когда жена рожает ребенка, главное, что она родила, и не важно, что при этом вы не выиграли в лотерею миллион долларов. Фестивальное кино - это вещь достаточно просчитываемая, понятная. Если бы я снимал фестивальное кино, я бы добавил два нюанса и получил бы какой-нибудь приз. Но кино делается не для призов...

- А ради чего?

- Кино - это внутреннее соревнование. С теми фильмами, которые ты любишь. Кино - это желание не повторить себя, не превзойти, а сделать нечто такое, за что не было бы стыдно.

- А соревнуетесь вы с кем?

- Я хотел бы научиться снимать, как Феллини.

- Как сказал на днях мне Карен Шахназаров, российского кино сегодня нет в мировом кинематографе, несмотря на отдельные успехи.

- Его стало меньше. Но оно будет. Недавно российская анимация получила "Оскара". Это хороший задел. А шесть-семь лет назад не было ничего. Мы начинаем формироваться как русская киношкола вновь.

- В "Гарпастуме" вы обратились к эпохе Серебряного века. Чем она вас привлекла?

- Это красивая эпоха. Последний спокойный год, после которого начнется кровавый хаос.

- О чем фильм?

- О страсти. Фильм не только о футболе, эпохе, но и о трагической любви взрослой женщины к молодому человеку. Получилась интересная человеческая история. Мы старались не допускать фальши.

- Вы показываете футбол очень эстетично и картинно...

- Я понял эстетику этой игры.

- Как вам работалось вместе с Вайнштейном?

- Он замечательный человек. Мы спорили. В какой-то момент он хотел уходить из картины, в какой-то - я. Творческие потенциалы столкнулись. Я зашел в кабинет перед премьерой. И я начал скучать. Ностальгия по пережитым минутам - это признак того, что мы сработались.

- Он как продюсер пытался на вас влиять?

- Скорее я как режиссер на него.

- Известные актеры предстают у вас в не совсем обычном амплуа. Чулпан Хаматова - роковая женщина, хозяйка модного салона, развратница. Гоша Куценко играет Александра Блока... Почему ваш режиссерский выбор остановился именно на них?

- По результатам проб. Чулпан - выдающаяся актриса, великая. А в отношении Гоши Куценко произошел поворот в сторону "Антикиллера". Гоша - хороший актер. И моя режиссерская амбиция была сделать Гошу другим, изменить тот образ, который за ним закрепился.

- Вы как-то сказали, что настоящее мастерство созревает к четвертой картине, почему?

- Только после нескольких успешных работ ты можешь называть себя режиссером. Главное, не расслабляться. Планку наращивать с каждым фильмом.

- Что сказали родители по поводу фильма?

- Маме понравился, она после просмотра фильма чуть не расплакалась, будучи совсем не плаксивым человеком. И если она расчувствовалась, это говорит о том, что кино получилось эмоциональное, чувственное. А отец, по-моему, его еще не видел.

- Вы боитесь оценки Германа-старшего?

- Опасаюсь.

- Вы сознательно решили продолжить семейную традицию в кино?

- Такой цели я не ставил. Да и со стороны отца не было такого: "Скажу тебе, Леша, как делать кино, только никому не передавай этого рецепта". Может, у него они и есть. Но он об этом не говорит. А вот характером я становлюсь все больше похож на отца.

- Кто ваши любимые актеры?

- Нина Русланова, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих...

- Как вы отдыхаете?

- Сплю. Но сейчас с фильмом поедем по фестивалям.

- Что читаете, когда есть свободное время?

- Во время съемок читаю несерьезные книги. Дребедень. Но у меня есть набор авторов, которых я бесконечно перечитываю. Это Чехов, Платонов, Бунин... Я их перечитываю, чтобы не потерять критерии.

- А трудно быть сыном Алексея Германа?

- Нетрудно. Жить в детдоме в Сибири -труднее. Я стараюсь идти нестыдным путем. Моя личность состоит не только из моей фамилии - за ней есть что-то еще.

- О чем будет ваш следующий фильм?

- О первом отряде космонавтов. Им ставят памятники. Мы знаем их по пропагандистским фильмам. На самом деле они были живые люди. Надеюсь, это и удастся показать в фильме.

   дословно

Продюсер Александр Вайнштейн (мюзиклы "Метро", "Нотр-Дам де Пари", "Ромео и Джульетта") в соавторстве с Николаем Старостиным написал книгу "Футбол сквозь годы" и решил снять про футбол фильм. Но проект не шел. Тогда Вайнштейн показал его Герману-младшему.

"Была в этом сценарии острая тоска по молодости, невоплощенные мечты, душевная работа. Отличность от подавляющего большинства сценариев, пустых внутри... Фильм не про спорт. И не про любовь. И не про убийство эрцгерцога Фердинанда. И не о конфликте поколений. Даже не про молодость... Об уходе эпохи. О том, что все повторяется. Тогда, в 14-м году. И сотни лет прежде. О том, что последовавшая за событиями этой киноистории катастрофа может повториться сейчас".

Алексей Герман-младший

   о чем фильм

Гарпастум - это игра в мяч в античные времена.

Действие в фильме разворачивается накануне Первой мировой войны. В центре повествования - судбы четырех молодых людей, двое из которых - Андрей и Николай - братья. Их отец в прошлом увлекался футболом, поставил все деньги на российскую олимпийскую команду, а она в Стокгольме в 1912 году со счетом 0:16 проиграла немцам. Он разорился и сошел с ума. Потом умерла мать, и братья теперь живут в квартире дяди-врача. Они тоже увлечены футболом и даже пытаются создать свою футбольную команду. Но нужно выкупить пустырь, чтобы построить стадион - и они начинают играть в футбол на деньги. С грузчиками, газетчиками, студентами, семинаристами...

Герои опьянены молодостью и футболом. У одного из них завязывается роман с женщиной много старше его. Она из Сербии, держит в Петербурге модный салон. Завсегдатаи ее салона - поэты Серебряного века, музыканты, актеры. В фильме много реальных исторических персонажей: Блок, Мандельштам, Ахматова, Ходасевич... Никто не думает о том, что ждет их впереди, - они просто живут и наслаждаются молодостью, взахлеб читают стихи и пьют красное вино из хрусталя. Но красивая сказка постепенно переходит в драму: один из героев погибает в разборке вокруг футбольного поля, и это становится началом распада и компании, и мечты.

Кино и ТВ