После того как в столице отгремела "Ярмарка миллионеров" (Millionaire Fair), вызвавшая бурные дискуссии в обществе о тех, у кого много денег, и явившая всему миру, что количество таких людей в России растет невиданными темпами, в редакции "РГ" раздался звонок:
- Вас беспокоят из Лондона. Мы хотим пригласить вас на еще одну выставку для богатых - Extravaganza. В отличие от "Ярмарки", которая прошла в Москве впервые, мы собираем людей уже в третий раз, и наша выставка - мероприятие закрытое...
Когда из Лондона прислали информацию, оказалось, что действительно - выставка из тех, что проходят "при закрытых дверях". Чтобы попасть на нее, нужно либо иметь именное приглашение, либо... пожертвовать 150 тысяч долларов для уральских сирот. Поскольку второе условие для корреспондента "РГ" было изначально невыполнимым, пришлось заполнять подробную анкету, пересылать ее в Лондон для утверждения, получать оттуда экземпляр с печатью, которые при входе на выставку обменяли на золотой пригласительный бэйдж с надписью "VIP guest" (ВИП-гость). Я только было начала чувствовать свою особую значимость, как тут же увидела, что такие же бэйджи и у всех остальных посетителей. Других гостей, здесь, видимо, не бывает.
...А при входе длинноногая красавица в вечернем платье умоляла охрану разрешить ей пройти.
- 150 тысяч долларов, - отвечали охранники таким же голосом, которым в фильме "Королевство кривых зеркал" стражи требуют: "Ключ!"
В выставкe Extravaganza, проходящей в гостинице "Radisson-Славянская", приняли участие около 80 фирм и компаний, а посетило ее более трех тысяч людей, что совсем не много, даже в масштабах наших обеспеченных людей.
Первое, что здесь бросается в глаза, - это рай. Да-да, именно в виде рая оформлена экспозиция одной из самых популярных в народе компаний - производителей сотовых телефонов. Девушки в прозрачных на три четверти платьях раздавали гостям золотые райские яблочки, которые срывали со стоящего тут же дерева. Над ними красовалась золотая клетка. Популярная компания, телефоны которой есть даже у людей, которые по доходам еще не доросли до среднего класса, объединилась с фирмой-производителем одежды, цены за продукцию которой начинаются от тысячи евро, и с нового года выпускает золотой мобильник, цена которого... правильно - тысяча евро. Поистине, купив его, можно попасть в золотую клетку, потому что последующие модели будут, по-видимому, стоить еще дороже.
Идем дальше. Взгляд падает на хорошо сделанный портрет Дмитрия Харатьяна. Элитная картинная галерея представляет именитых художников, которые готовы выполнить все - от эксклюзивного портрета заказчика до его скульптурного изображения из любого материала.
Глаза разбегаются - не знаешь, с чего начать. Элексир молодости - пожалуйста. Его представляет фирма, экспонирующая косметику из плаценты. Из свиной плаценты. Крем для век стоит 10 тысяч рублей, лосьон для лица - шесть тысяч. А собственно элексир молодости - тринадцать. Представительница фирмы призналась мне, что после выставки в фирме купить продукцию невозможно - разметают все, и приходится ждать новых поступлений.
Уникальные ковры на выставке представляет фирма, заказчики которой - Кремль и Букингемский дворец. Я задержалась у стенда с ювелирными украшениями, представленными компанией из Швейцарии, которая, помимо всего прочего, работает со знаменитым Фаберже. Уникальный зеленый бриллиант изумрудного цвета - единственный в мире - чудо как хорош.
Греческая компания предлагает купить острова и виллы. Спрашиваю, как идет торговля. Ассистент президента Татьяна рассказывает, что больше всего у них раскупаются корпоративные путешествия на яхтах. Это нынче модно. Так же, как модно покупать СПА. Хозяева компаний нынче приобретают для своих сотрудников СПА-выходные. В эти дни их расслабляют, обертывают, делают массажи с различными маслами, и в будни рабочий народ выходит на работу как новенький. У стенда немецкой фирмы - изготовителя элитарных бассейнов - мне рассказали, какие бассейны заказывают богатые нефтяные города у нас в Сибири. Послушаешь и поймешь, что после купания в таком, на юг северянам ездить уже как бы и необязательно....
- Это у вас на прошлой выставке доверенное лицо Абрамовича заказал две яхты? - невинно интересуюсь я, подойдя к первой из фирм, которая здесь предлагает именно этот вид морского транспорта.
- Нам запрещено разглашать подобную информацию, - отвечает девушка у стенда, но по ее глазам вижу: у них.
Яхты предлагают несколько фирм, но мое внимание привлекает та, которая делает их на заказ. Однако менеджер-англичанин сразу охлаждает мой пыл. Ничего - ни цен, ни имен клиентов - разглашать нельзя.
А вот фирма "Бомбардье" - производитель скутеров и снегоходов, которая давно работает на российском рынке, эту информацию не скрывает.
- Роман Трахтенберг - наш постоянный клиент, Юрий Стоянов из "Городка" тоже покупал у нас, - рассказывает менеджер. - Да и вообще на отсутствие именитых клиентов среди российской элиты мы не жалуемся.
Да, на отсутствие клиентов здесь никто не жалуется. Например, английская марка "Харродс", владелец которой - знаменитый Мохамед Аль-Файед. Если раньше на российском рынке на подобной выставке был представлен только знаменитый семиэтажный универмаг "Харродс", который считается визитной карточкой Лондона, то теперь фирма собирается торговать еще и недвижимостью - престижным жильем в лучших районах британской столицы.
Не скрывает, что их духами пользуются Элизабет Тейлор и главы многих государств, и фирма "Амуаж", представляющая здесь парфюмерную продукцию. Здесь ароматы, собранные султаном Оманом еще со времен древних фараонов. Туалетная вода - 10 миллилитров в специальном изысканном флакончике для ношения в сумочке стоит на выставке три тысячи рублей. Остальные запахи далеко не так "дешевы". Именно у стенда "Амуаж" знакомлюсь с настоящим миллионером, а может быть, и миллиардером.
Тут небольшое отступление. Дело в том, что для того чтобы на подобном мероприятии вычислить, кто настоящий богатей, а кто - нет, нужны наметанный глаз и тонкая психология. Очень многие люди играют в богатых, хотя таковыми на самом деле не являются. Поэтому я попросила организаторов познакомить меня с настоящим миллионером для интервью, чтобы зря времени не терять. Они пообещали, но оказалось, опрометчиво. Все отечественные миллионеры на их просьбу дать интервью журналисту ответили отказом.
- Не хотим светиться. Один засветился уже, - объяснил мне свой отказ один из них попозже, явно имея в виду Ходорковского.
Поэтому я поняла, что лучше искать миллионера иностранного. Начала присматриваться к гостям и вдруг увидела одного, чем-то похожего на Мохамеда Аль-Файеда. Мужчина с умными глазами и доброжелательной улыбкой на лице, в дорогом, превосходно сшитом костюме... Последовала за ним. У стенда "Амуаж" он приобрел большой флакон духов, видимо, для дамы, и ему тут же выдали презент - коробочку с небольшими флакончиками - все ароматы фирмы. На мой сторонний взгляд, презент стоил почти столько же, сколько покупка. Улучив удобный момент, я попросила его ответить на несколько вопросов специально для читателей "РГ".
Моего собеседника звали Манни Гоен (кстати, прекрасная игра слов: "мани", кто не знает, по-английски "деньги"). Он - президент The RM Group. Я не ошиблась: "Он - очень состоятельный человек!" - поднимая кверху глаза, потом сообщила мне одна из организаторов.
Господин Гоен рассказал, что он специально приехал на эту выставку из Лондона, потому что посещение таких мероприятий для него весьма выгодно. В Лондоне подобные не проходят. То есть там существуют такие выставки, где все представлено по отдельности, скажем Boat Show, где экспонируют яхты. А вот чтобы все вместе и в одно и то же время - такое найти трудно. Господин Гоен уже наметил для себя несколько заманчивых предложений по части яхт и недвижимости и поэтому очень рад, что приехал сюда - не потерял зря драгоценное время.
Побеседовав с гостем из Лондона, я поняла, что выставка Extravaganza выгодна не только для организаторов, которые изо всех сил "окучивают" благодатную почву повсеместно разрастающихся российских миллионеров и миллиардеров, но и для состоятельных иностранцев, которые находят у нас то, чего нет в их стране.
Тем временем на этой неделе в британской "Гардиан" вышла статья о русских богачах. Влиятельная газета считает, что приход богачей в Лондон не идет на пользу Британии, увеличивая пропасть между столицей и остальной страной. "Еще важнее то, что богатства, которые получает юго-восточная экономика за счет сферы услуг, являются украденными у народа России. В 1990-е годы мы были свидетелями разграбления российских ресурсов, которое привело к резкому сокращению продолжительности жизни русских и падению ВВП. То, что называли рыночной экономикой, по существу было дешевой распродажей национальных богатств горстке государственных аппаратчиков, имеющих нужные связи. Газ, нефть и полезные ископаемые по дешевке ушли к друзьям Кремля. И подобно южноафриканскому Sun City в 1980-е годы, Лондон жиреет на этих безнравственных доходах, абсолютно не интересуясь их происхождением", - делает вывод британская газета.
Однако, сами капиталисты всегда считали, что деньги не пахнут. И делают ставки на русские капиталы. Что характерно - не только в Лондоне, хотя этот город и преуспел больше других мест. Ну нравится он нашим олигархам - ничего не поделаешь. И они охотно учатся быть богатыми у мирового сообщества и вскоре, возможно, обгонят своих учителей.
Два дня работы выставки в залах "Radisson-Славянской" под хорошими названиями "Толстой" и "Пушкин" проходил семинар по управлению капиталами. Темы там рассматривались следующие: "Альтернативные Инвестиции: возможность увеличить доходы", "Оффшор - пособие для начинающих", "Интегрированный подход к управлению капиталом", "Трасты для русских - почему каждая состоятельная семья нуждается в доверенных лицах", "Яхты и частные самолеты - управление и финансирование", "Получение гражданства по инвестиционным программам" и другие.
Я честно решила поучиться быть богатой, пришла на семинар, но долго там не просидела, потому что не смогла пропустить идущую нон-стоп развлекательную программу. Тут уж либо учиться, либо развлекаться. Слаб человек - выбрала последнее. Не каждый день вижу, как развлекаются миллионеры. Поверьте, было на что посмотреть: презентация швейцарских музыкальных шкатулок и поющих птичек, розыгрыш гольф-принадлежностей, урок приготовления настоящих суши от одного из самых дорогих японских ресторанов столицы, аукцион произведений искусств, дегустация элитной водки из Императорской коллекции, где одна из коробок изготовлена в виде яйца Фаберже (все декоративные детали покрыты 24-каратным золотом, а графин и стаканчики - со стекольного производства Венеции, существующего с XII века), а также виски, сигары.....
Однако прежде всего из развлекательной программы меня заинтересовал аукцион - розыгрыш мяча "Челси" с автографами всех членов команды. Мяч "ушел" сразу же по цене, в общем-то, недорогой для подобного мероприятия - 500 евро. Деньги эти пошли на благотворительные цели. А купил мяч один из российских состоятельных людей, смущенной улыбкой чем-то напоминавший самого хозяина команды "Челси" - Романа Абрамовича. И откуда такое выражение лица у российских миллиардеров?
Показ коллекции мехов под названием "Люди, приятные на ощупь" разгорячил кровь посетителей. За моей спиной стояла дама, "обеспеченная во всех отношениях", которая с таким знанием дела комментировала каждый вид меха, что мне захотелось повернуться к ней и задать наивный вопрос: "А откуда вы все это знаете?" Но я просто за нее порадовалась: российские богатые женщины тоже не лыком шиты.
Но вот что меня на самом деле повергло в шок - так это показ элитной одежды для собачек и кошечек. Да, сейчас очень модно выходить в свет с крохотным дорогостоящим существом на руках, и мне полгода назад было очень забавно читать в книге бытописательницы "Рублевки" Оксаны Робски о том, как ее подруга каждый раз перекрашивала собачку под цвет своего нового наряда. Но теперь в России перекрашивать собачек не обязательно - для них можно приобрести наряд не дешевле, чем у хозяев. Чего здесь только не было - смокинги, плащи для дождливой погоды из кожи крокодила, шубы из меха тигра, банные халаты с монограммой престижной фирмы, колье из драгоценных камней для кошек и собак. А когда в конце показа вышла собачка в наряде невесты с вуалью и шлейфом по длине в три раза превосходящим ее саму, дамы-зрительницы сами чуть не завизжали как животные. Причем не домашние, а дикие.
Разве что-то еще могло удивить после такого дефиле! Оказывается, могло! Показ эксклюзивного женского нижнего белья, под названием "Горячие Ночи Оxлаждает Шелк". Зрители-миллионеры со своими спутницами буквально заняли весь подиум, выходящий в зал. Манекенщицам было практически негде продефилировать. Особенно интересовались нижним бельем бабушки-миллионерши. Казалось бы, уж им-то зачем? Ан нет - возраст деньгам не помеха.
...Выставка закончилась, а перед глазами до сих пор стоит картина. Воздух пропитан сигарным дымом и ароматами алкоголя. Одна из посетительниц стоит у столика. В одной руке у нее бокал с эксклюзивным виски, в другой - рюмочка с золотым ободком, наполненная водкой из Императорской коллекции. В пепельнице рядом дымится недокуренная сигара - жаль, нет третьей руки.
- Очень много всего сразу, - делится впечатлениями эта ВИП-гостья, - вот если бы все по отдельности, чтобы прочувствовать.....
И тогда я снова вспомнила слова, сказанные по телефону из Лондона:
-У нас щадящая выставка. Мы не продаем на нее билеты, чтобы не раздражать посетителей, не вызывать у них ненужные чувства.
Это, наверное, правильно. Людей нужно жалеть хотя бы таким образом. Но мне щадящий режим увиделся еще и в другом. Среди посетителей выставки не было НИКОГО из наших звезд театра, кино и шоу-бизнеса. Сколько же нужно иметь денег, чтобы хотя бы два вечера не видеть намозолившую глаза звездную тусовку? Вот за это действительно стоит заплатить.
...Кстати говоря, среди различных видов собственности существует еще и такая, как интеллектуальная. Каким же это нужно обладать интеллектом, чтобы, во-первых, делать большие деньги, во-вторых, уметь грамотно ими распорядиться и, в-третьих, относиться к богатству по-настоящему философски?