Впрочем, подобный призыв абсолютно логичен, ведь формирование органов местного самоуправления должно было быть закончено к 1 ноября. Вместе с тем отсутствие полной готовности субъектов Федерации к 1 января 2006 года подвигло центр к продлению переходного периода до 1 января 2009 года.
По замыслу правительства, в результате реализации Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" должна быть выстроена новая система управления и межбюджетных отношений, которая "обеспечит решение принципиальных задач - повышение уровня жизни населения, темпов экономического роста, конкурентоспособности предприятий и экономики в целом".
За два года введения закона число муниципальных образований в стране увеличилось более чем в два раза - с 11 436 до 24 510. Но по-прежнему при определении административных границ новых образований возникают трудности, и некоторые субъекты Федерации до сих пор уточняют статус отдельных поселений и границ, хотя по закону эта процедура должна была завершиться уже к 1 марта 2005 года. А, по данным министра регионального развития Владимира Яковлева, "в Ингушетии, Чечне и Северной Осетии-Алании границы ряда муниципальных образований не установлены до настоящего времени". Есть и неприятные инциденты: в отдельных субъектах установление границ рассматривается в судебном порядке.
А около 30 региональных законов о формировании органов местного самоуправления и наделении их соответствующими полномочиями пока не приведены в соответствие с федеральным законодательством.
Но подобная картина тем не менее не остудила оптимизм "прагматичного" министра и, по его расчетам, в полном масштабе работа местного самоуправления начнется уже в 2007 году.
Правда, не только границы новых образований стали камнем преткновения новой реформы, ведь в стране существуют и так называемые закрытые территориальные образования (ЗАТО). И при изменении их административного статуса - переводе на уровень муниципальных образований, по мнению премьер-министра Михаила Фрадкова, государство должно возместить им возможные потери. "Гарантия того, что мы не ухудшим социально-экономическое положение ЗАТО, отсутствует", - с сомнением сказал глава правительства, ведь до сих пор эти территории находились в привилегированном положении. - Это надо понимать, - попытался предупредить Фрадков возможное возникновение недовольства. - Эти преференции могут раствориться. Если это не так, то нужно объяснять это людям.
И, вспомнив свой недавний визит в Саров - город, который является закрытым территориальным образованием, с сохранившимися жесткими ограничениями, - Фрадков задумчиво сказал: "Это - точка, которая нам в экономике позарез нужна". Именно поэтому, лишив их государственной поддержки, "можно их потерять". Правда, глава Росатома Александр Румянцев заметил, что считает неправильным сам подход к проблеме. "Мы должны не ЗАТО дотягивать до уровня региона, а наоборот", - пытался убедить он присутствующих.
- Это те искажения, которые надо исправить, но не надо усугублять возможности оркестра, - остановил его премьер.
- Можно понять и беспокойство ЗАТО: не бросят ли их на произвол судьбы, - поддержал премьера министр финансов Алексей Кудрин и тут же предостерег коллег от неправильного выбора выражений. - Ни ада, ни разрухи там не будет, я могу сразу сказать.
Тем не менее, по его словам, прямое финансирование из федерального бюджета должно быть заменено финансированием по целевой схеме. При этом Кудрин напомнил, что схема прямого финансирования вводилась в свое время в связи с ликвидацией налоговых льгот, в результате которых ЗАТО в 1999-2000 годах фактически превратились в "центры экономической преступности".
- Финансирование по целевой схеме, которое предлагает Кудрин, - это правильно, просто вопрос в количестве денег, - выслушав доклад главного финансиста, сказал премьер, посоветовав в ближайшие дни завершить эту работу. - Я давал поручение. Тянем мы с межведомственным согласованием. Вопрос требуется решить буквально на днях. К трубе этого оркестра надо еще пару барабанов хороших. Те, кто заинтересован, кто курирует ЗАТО, давайте, форсируйте совещания, чтобы в них поучаствовали минфин и минрегионразвития, поскольку нам так или иначе надо эту тему облагородить.
- Я хочу исполнить роль барабанщика с мест, - неожиданно раздался голос из зала. Глава Пермского края Олег Чиркунов, представляя регион-донор, поддержал идеологию 131-го закона, однако предложил усовершенствовать земельное законодательство.
- Кого надо напрячь? - тут же откликнулся премьер. - Вот у меня Яковлев стоит как комвзвода.
Но несмотря на то, что главный по регионам с готовностью откликнулся на призыв искать выход из ситуации, решение вопроса по ЗАТО должно было исходить от министра экономического развития и торговли Германа Грефа. Правда, главный экономист упорно молчал. Хотя после премьерских командирских слов Греф обрушился на присутствующих всей мощью цифр. Выслушав министра, Фрадков заметил: "Мы на совещании по понедельникам все долбим и долбим, но это лишь черновики. Вот минэкономразвития еще определится со своими функциями, и все ляжет на свои места. А то мы долго еще будем в этой мути находиться".