Отметим, что эти рекомендации были разложены перед участниками совещания и занимали ни много ни мало - пять страниц. Суть их сводилась к одному - дайте денег и тогда мы проведем реформу межбюджетных отношений. Денег не хватает на многое, считают на местах: на проведение выборов, обучение чиновников для работы в новых условиях, на увеличение расходов бюджетов, а значит, надо добавить и доходов, то есть налогов. Другими словами, региональные и местные органы власти просят больше полномочий и больше денег, пояснил министр финансов РФ Алексей Кудрин. Тенденция эта правильная, добавил он и пообещал, что по мере реализации закона будет идти передача и налогов, то есть доходов, и полномочий, то есть расходов, которые будут переданы муниципальным районным образованиям и поселковым советам. На первом этапе реформы большую часть полномочий будет концентрировать на себе субъект Федерации и затем поэтапно их будет передавать на места.
Большая часть совещания и была посвящена вопросу, какой налог в первую очередь хотят получить муниципалитеты. Налоги, которые были переданы им в ходе реформы межбюджетных отношений малодоходные, посчитали они. Первое, на что замахнулись местные органы власти, был налог на добавленную стоимость. Он - самый собираемый налог и мог бы неплохо пополнить местные бюджеты. Понятно, что такое предложение не порадовало министра финансов. Ведь федеральный бюджет прирастает по большей своей части за счет НДС. И он посоветовал провести ревизию региональной и муниципальной собственности, объяснив, что то же самое сегодня делает и Федеральный центр. Как выясняется, имущества у федералов много, а денег от него в казну идет мало. Поэтому все надо взять на карандаш, что не нужно - продать, а с остального - получать налоги.
Второй налог, который хотели бы получить на местах, - подоходный. Пока решили оставить все как есть. Дескать, система уже отработана, он взимается автоматически, прямо на рабочем месте, а переводить уплату по месту жительства будет дороговато. Налоговому инспектору придется заходить в каждый дом и в каждую квартиру для того, чтобы его получить. В этом вопросе министр немного лукавил. У всех в памяти те времена, когда мы дружно заполняли налоговые декларации и сдавали их налоговые инспекции для правильности подсчета подоходного налога, если нам приходилось работать не на одной работе. То же самое можно сделать и сегодня. Но, похоже, против этого выступают уже крупные города, которые лишатся, таким образом, весомого источника дохода.
Ну и, наконец, очередь дошла и до тарифов. Губернаторы указали на неправомерно высокий их рост. Тарифы раскручивают инфляцию, за которой не успевают зарплаты. А ведь речь идет о госмонополиях, где государство могло бы и поработать. Что касается тарифов, пообещал Алексей Кудрин, то в 2006 году рост цен на газ не должен превысить 11 процентов. Другими словами, государство будет закручивать гайки в госкомпаниях. Значит, и инфляция не будет раскручиваться столь высокими темпами. Фактически это означает, что государство взяло на себя обязательство заморозить цены и таким путем начать бороться с инфляцией.
Что касается заработной платы, считает министр финансов, то повышать ее надо, когда есть соответствующие доходы. "Ее можно повышать только тогда, - сказал министр, - когда есть доходы, когда налоговая система и предприятия могут справиться с приростом расходов на эту сумму доходов. Но поскольку не всегда такими же темпами прирастают доходы, то и возникают некоторые проблемы". И основные проблемы дисбаланса региональных и местных бюджетов произошли из-за роста заработной платы. Хотя, добавил он, сбалансированность бюджетов сохраняется.
Вообще совещание показало, что некоторая растерянность в регионах произошла в начале года, когда на них свалились новые полномочия. Однако, как показывают расчеты, в регионах наряду с ростом расходов присутствует практически на ту же сумму и рост доходов. Так что сбалансированность бюджетов сохраняется. Несмотря на наличие большого количества скептиков, половина регионов в Сибирском федеральном округе готовы приступить к реформе местного самоуправления с 2006 года. Хотя данные минрегионразвития говорили об обратном: только треть, и то в лучшем случае. И это несмотря на то, что у муниципалитетов есть время поработать по старинке. Последние поправки о муниципальных образованиях, напомним, позволяют отложить переход еще на три-четыре года. В этот переходный период, добавил Анатолий Квашнин, мы должны отработать отношения на разных уровнях власти. А деньги есть, и, если что, поможем, пообещал министр финансов.