02.11.2005 04:00
Власть

Фрадков летит в Пекин

Фрадков убедит китайцев, что Россия может быть не только сырьевым поставщиком
Текст:  Елена Лашкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3915)
Читать на сайте RG.RU

Пожалуй, впервые за все время своего премьерства глава правительства Михаил Фрадков уезжает из страны далеко и надолго. А Белый дом остается и вовсе без хозяина. Сегодня самолет премьер-министра возьмет курс на Пекин, а оттуда - через несколько дней - на Комсомольск-на-Амуре и Благовещенск.

Впрочем, в Поднебесной за последние несколько дней уже успели привыкнуть к десанту высоких российских гостей: в конце прошлой недели в Китай прибыл вице-премьер Александр Жуков. Единственный заместитель Фрадкова прилетел фактически на подготовку 10-й юбилейной встречи глав правительств двух стран.

К столь торжественному мероприятию две страны подошли практически без разногласий и проблем и в обстановке полной дружелюбности. За последнее время российскому руководству удалось не только в экономическом плане укрепить стратегическое партнерство с Китаем и выстроить ось сотрудничества с этой страной. Впервые за трехсотлетнюю историю Россия оформила границу с Поднебесной. Поэтому о политических проблемах в отношении двух стран теперь никто не вспоминает.

Кроме того, в июле Москва и Пекин заключили соглашение о погашении задолженности бывшего СССР и России перед КНР. Задолженность в сумме около 400 миллионов швейцарских франков в течение пяти лет будет погашена поставками товаров гражданского назначения. Причем российские переговорщики предложили погашать задолженность поставками энергетического оборудования, грузовиками "КамАЗ" и "Урал", вертолетами К-32. Предполагается, что во время визита Фрадкова переговоры о погашении долга будут окончательно завершены и премьеры подпишут соответствующий документ.

Снят и наиболее острый вопрос в отношении строительства нефтепровода. Еще в конце прошлого года Фрадков подписал распоряжение о создании трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан". Документ утверждает поэтапную реализацию проекта строительства нефтепровода общей мощностью до 80 млн. тонн нефти в год с использованием железнодорожных мощностей. Первый этап предусматривает строительство нефтепровода от Тайшета (Иркутская область) до Сковородино (Амурская область) с завершением во втором полугодии 2008 года. Финансирование строительства первого этапа будет осуществляться за счет привлеченных средств ОАО "АК "Транснефть". На втором этапе предусматривается строительство нефтепровода по маршруту "Сковородино - Тихий океан". Вопросы же о возможном строительстве ответвления на Китай от нефтепроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан будут рассматриваться после утверждения технико-экономического обоснования, заявил вице-премьер Александр Жуков. Пока же разработанное ТЭО проекта проходит государственную экспертизу. "Однако уже сейчас компания "Транснефть" с китайскими компаниями прорабатывают технико-экономические обоснования параметров ответвления нефтепровода", - подтвердил Жуков.

Казалось бы, маршрут трубы определен, граница поделена - и практически все спорные вопросы решены. Однако "внизу" по-прежнему холодно. 21 миллиард долларов торгового оборота для Китая с Россией - это немало, но и не так много. Хотя, как предполагается, в этом году объем товарооборота между Россией и Китаем может подрасти до 27 миллиардов долларов. Правда, при сравнении с ежегодным товарооборотом между КНР и США, который составляет 200 миллиардов долларов, понятно, что российско-китайский товарооборот - просто мизер. Усиливающийся же китайский экспорт чего угодно, от земляники до рубашек, вызывает тревогу в США и в Европе и заставляет укреплять таможенные барьеры, препятствующие проникновению на рынок китайских товаров.

Россия и КНР же тем временем пытаются выполнить амбициозную задачу, поставленную главами двух государств, и увеличить объем товарооборота до 60-80 миллиардов долларов к 2010 году. По оценкам экспертов, скорее всего, это все же удастся. Это же не то, что удвоить ВВП в отдельно взятой стране - России. Но беспокоит российское правительство другое: структура взаимной торговли, в первую очередь снижение в российском экспорте в Китай доли машинно-технической продукции. Ведущим российским организациям по-прежнему не удается добиться получения крупных заказов на поставки оборудования, в частности для тепловых и гидроэлектростанций Китая. В связи с этим эксперты заговорили о том, что если в ближайшее время не удастся существенно изменить структуру товарооборота, то Россия рискует оказаться в роли сырьевого поставщика Китая.

Пока же наша страна, пытаясь переломить возникшую ситуацию, рассчитывает на получение заказов на строительство новых атомных электростанций в КНР, поскольку к 2020 году в Поднебесной собираются довести мощность своих АЭС до 40 гигаватт. Впрочем, перспектива получения заказа во многом зависит от успешного завершения работ по сооружению первого и второго энергоблоков Тяньваньской АЭС. В октябре текущего года был произведен физический пуск первого блока Тяньваньской АЭС, а в промышленную эксплуатацию он будет запущен в ближайшее время.

Кроме того, в тендере на строительство двух новых АЭС в Китае Москва предложила проект ядерного реактора ВВЭР-1000 с увеличенным до 60 лет сроком эксплуатации. Но и это не все. Другим перспективным направлением во взаимодействии двух стран в ядерной энергетике называется проект по строительству плавучей атомной электростанции. В короткие сроки две страны намерены постараться решить вопрос о финансировании проекта по строительству головного плавучего энергоблока, используя китайский экспортный кредит. Кроме того, в короткие сроки должен быть также решен вопрос о строительстве корпуса судна для него на китайской судоверфи. Среди перспективных проектов строительство в КНР экспериментального реактора на быстрых нейтронах. Физический пуск этого реактора намечен на 31 декабря 2008 года.

Что же касается поставок российских энергоносителей, то в минпромэнерго разрабатывается программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта "голубого топлива" на китайский рынок и рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Причем существуют четыре варианта, различающиеся друг от друга источниками поставок газа в страны АТР. В частности, один из вариантов предполагает строительство газопровода в Китай через Алтай за счет месторождений Красноярского края, Иркутской области или Якутии, другой - через газопровод с месторождений Сахалина. Собственно, в самом российском газовом холдинге считают второй вариант наиболее перспективным. Но это лишь экономическая составляющая отношений двух стран. Согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 24% россиян рассматривают Китай как экономического и политического соперника России, ее конкурента на мировой арене. Враждебным по отношению к России Китай считают лишь 4% опрошенных.

Почти половина опрошенных считают, что в XXI веке отношения России и Китая станут складываться скорее позитивно - 22% полагают, что отношения двух стран будут союзническими, дружественными, 26% - партнерскими. Но немало и тех, кто прогнозирует, что Китай будет опасным соседом, соперником (25%), но не врагом (6%). Большинство опрошенных отрицательно воспринимают основные элементы расширения китайского экономического присутствия в России - рост в наших магазинах числа товаров из Китая, приобретение китайскими бизнесменами собственности в России, увеличение числа китайских работников на российских предприятиях. В Сибирском федеральном округе опрошенные, напротив, более позитивно настроены к основным направлениям китайской экономической экспансии (товары - 48%, собственность - 22%, рабочая сила - 22%).

Внешняя политика