Спектаклем Александра Пономарева "Кандинских - 2!", показанном в проекте "Открытая сцена", театр "Чет-Нечет" объявил о своем возрождении. Входивший в знаменитые "Творческие Мастерские" СТД РСФСР, театр исчез в 1992 году. С середины 80-х осваивая новые территории, открывая тексты русского авангарда, "Чет-Нечет" существовал в области чистого формотворчества.
В 80-е годы их жест выглядел как присяга на верность целой ветви культуры, уничтоженной режимом. В этом была ясная позиция: лучшее в жизни - это искусство, лучшее в искусстве - русский авангард первой волны (Кандинский, Малевич, Крученых, Хлебников).
"Кандинских - 2!" - первая современная пьеса, которую осуществил "Чет-Нечет" за 20 лет. Их спекталь аутичен, невнятен, замкнут сам в себе - плутает где-то между самопародией, ярмарочным балаганом, псевдогаллюцинацией и ностальгией. За годы своего мерцающего существования "Чет-Нечет" растерял агрессивность и цельность своего артистического жеста. Но невольно задаешь себе вопрос: "А разве не был так же темен и раздражающе непонятен вызов первого авангарда?" И вспоминаешь потом странных персонажей спектакля. Может, это и есть настоящий, невозможный в рыночной культуре авангард?
Создатели еще одного спектакля "Открытой сцены" "Подземный бог" - ученик Камы Гинкаса Антон Коваленко, художник Дмитрий Разумов, автор альтернативного городского шансона Сергей Бабкин и их товарищи - принадлежат новейшему поколению любителей документальности. Но вот неожиданность - из Verbatim а, из потока сегодняшней жизни они образовали яркое, нежное и исполненное какой-то новой театральности сочинение. Мегаполис вдохновил их на рваный, живой, пульсирующий спектакль. Действие его происходит в подземке, в подсознании живущего своей дикой, причудливой жизнью города. "Документальный" текст актеры читают, точно пародируя декламационную манеру театра Анатолия Васильева "Школа драматического искусства", - напряженно акцентируя каждое слово. А монологи молодого героя, написанные в стилистике потока сознания, произносятся точно в приступе поэтического камлания. Из этих декламационных парадоксов рождается главный эффект спектакля. Черпающий свою энергию из "сора" повседневности, из "документов" городской жизни, он легко и радостно обращается к самых рафинированным театральным эстетикам. Почему-то вспоминается "Вагончик" Камы Гинкаса, один из лучших спектаклей начала 80-х, в котором был осуществлен убедительный баланс прозы и поэзии, документа и фантазма.
Вот и вышло, что в спектакле "Подземный бог" Антона Коваленко нежданно соединился опыт "эстетского" театра 20-летней давности с натиском нынешней "документальности".