03.11.2005 03:30
Власть

Павел Бородин: Наша ментальность требует лидера

Россия и Беларусь вплотную подошли к решению, каким будет Союзное государство
Текст:  Аркадий Медведев
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (239)
Читать на сайте RG.RU

На заседании Высшего Госсовета, по словам П. Бородина, планируется рассмотреть в первую очередь различные варианты Конституционного Акта Союзного государства, вопрос о референдуме, об избрании союзного парламента, об обеспечении равных прав граждан и другие актуальные вопросы союзного госстроительства.

- Настроение наших президентов и всех, кто занимается строительством Союзного государства, очень решительное, мы должны кардинально продвинуться по Конституционному Акту Союзного государства, - заявил Госсекретарь.

"Круглый стол" на тему "Концептуальные подходы к разработке Конституционного Акта Союзного государства" проходил 28 октября в РИА "Новости", организатором его являлся Постоянный комитет Союзного государства. В нем приняли участие: Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин, заместитель председателя Парламентского собрания Союза Беларуси и России, вице-спикер Государственной Думы Российской Федерации Сергей Бабурин, руководитель группы российских экспертов по подготовке Конституционного Акта Союзного государства, заведующий сектором сравнительного правоведения Института государства и права РАН Алексей Автономов, заведующий отделом Беларуси Института стран СНГ Александр Фадеев, начальник правового Департамента Постоянного Комитета Союзного государства Лейла Котиева, начальник Департамента информации Постоянного Комитета Союзного государства Павел Лысов.

Все выступавшие были едины во мнении: принятие Конституционного Акта - давно назревшая задача, дальнейшее откладывание решения этого вопроса может вызвать лишь негативные последствия.

Павел Лысов представил результаты социологического исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в начале октября. ВЦИОМ провел опрос 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России; респондентам были заданы вопросы об их отношении к Союзному государству. По данным опроса, 63 процента российских граждан выступают за объединение России и Беларуси. При этом треть опрошенных считают, что Россия и Беларусь должны объединиться в единое государство, 20 процентов высказываются в пользу мягкой формы объединения по типу Европейского союза, а 13 процентов поддерживают идею вхождения Беларуси в состав России. Против какой-либо формы объединения двух наших стран выступил почти каждый четвертый опрошенный, полагая, что России вполне достаточно дружеских, добрососедских отношений с Беларусью.

По словам П. Лысова, за последние пять лет динамика отношения населения России к союзному строительству является отрицательной. В 2000 году, напомнил он, в пользу Союзного государства решительно высказывались 83 процента россиян; "отрицательная тенденция связана с замедлением темпов строительства Союзного государства". П. Лысов также добавил, что аналогичная негативная тенденция фиксируется социологическими опросами и среди населения Беларуси.

И хотя в ходе "круглого стола" вывод этот не был подвергнут специальному обсуждению, очевидно, социологические данные явственно свидетельствуют: у населения России, даже у искренних сторонников интеграции с Беларусью, начинает накапливаться определенная усталость от длительных разговоров об объединении, не подкрепляемых ясными результатами по созданию единого Союзного государства.

Принятие Конституционного Акта Союзного государства как Основного закона Союза Беларуси и России хотя бы на переходный период, выборы союзного парламента, создание союзных исполнительных структур власти с реальными полномочиями как раз и стали бы такими ясными и понятными всем результатами реального объединения. Также очевидно, что помимо некоторой усталости, у населения России и Беларуси, особенно у активных и искренних сторонников российско-белорусской интеграции, вполне могут аккумулироваться и другие отрицательные эмоции. Как и куда они могут выплеснуться? И не найдутся ли, как бывает, охотники использовать и направить в определенную сторону это недовольство? Особенно в свете предстоящих вскоре в наших странах выборов высшей власти...

На "круглом столе" были приведены также данные еще одного социологического исследования, проведенного по заказу Постоянного Комитета в Минске и Москве. Изучались представления о Союзном государстве тех групп населения, которые сами оказывают влияние на формирование общественного мнения: политиков и государственных служащих, научной и творческой интеллигенции, бизнесменов и управляющих, журналистов и публицистов. Формой проведения опроса являлось личное интервью. По результатам этого исследования, 52 процента опрошенных считают, что руководить Союзным государством должен президент и вице-президент, непосредственно избираемый гражданами двух стран.

Однако 44 процента респондентов высказали мнение, что руководство Союзным государством должен взять на себя коллективный орган - Высший Государственный Совет. Впрочем, среди этих 44 процентов опрошенных, выступающих за коллективное руководство, 26 процентов составляют госслужащие, то есть чиновники. Возможно, именно чиновники, в отличие от большинства граждан России и Беларуси, и не заинтересованы в крепкой и сильной власти, способной эффективно организовать и твердо контролировать интеграционные процессы.

Кстати, помимо сторонников президентской и коллегиальной власти, еще четыре процента опрошенных предложили варианты формирования вертикали власти во главе с монархом, премьер-министром, а также выборным парламентом.

Что касается способа принятия Основного союзного закона, то 39 процентов опрошенных полагают, что Конституция Союзного государства должна приниматься в ходе общенациональных референдумов. Гораздо меньшая часть согласна доверить принятие Основного союзного закона национальным парламентам обеих стран (12 процентов), а также союзному парламенту (8 процентов). Каждый пятый респондент считает, что союзная Конституция не нужна. Каждый четвертый затрудняется указать, какой способ принятия союзной Конституции был бы более эффективным.

Государственный секретарь Павел Бородин признался, что за последние дни журналисты очень часто задают странный, на его взгляд, вопрос: "Вы что, союзную конституцию делаете под Путина?"

- Это очень примитивное восприятие политики исключительно как борьбы за власть, - сказал Госсекретарь. - Политика - это практика, наука и искусство управления в больших масштабах, это решение не только и не столько сиюминутных, но глубинных стратегических задач развития общества.

- Вообще на постсоветском пространстве есть три человека - Борис Ельцин, Александр Лукашенко и Владимир Путин, - которые поставили интересы народа выше личных! - подчеркнул Госсекретарь.

По его словам, Владимир Путин является решительным сторонником Союза России и Беларуси, но рассматривает российско-белорусскую интеграцию как важнейшую историческую задачу, а не как способ продления своей власти. Поэтому и союзный Конституционный Акт, как это и предусмотрено в Договоре о создании Союзного государства, делается не под какое-то конкретное лицо, а для народов обеих стран.

Госсекретарь также отметил, что при любом межгосударственном объединении стороны исходят прежде всего из экономической выгоды.

- Любое объединение происходит по экономическим причинам, - сказал П. Бородин и продолжил: - Скажите, для чего и почему в наше время самостоятельные и суверенные государства образуют союзы? Почему, к примеру, Германия, Франция или Италия вступили в Европейский союз? Что, разве они, как говорится, не могут себя по отдельности прокормить? Так вот, как это ни парадоксально звучит, оказывается, что, по большому счету, не могут. В начале третьего тысячелетия даже вполне благополучные и развитые, но средние по размерам территории и населению государства уже не могут обеспечить стабильный экономический рост и качественный уровень жизни. Современные экономисты утверждают: в наше время внутренний рынок должен состоять не менее чем из 300 миллионов потребителей. Это фундаментальный макроэкономический закон; только тогда действительно эффективно работает рынок, успешно развиваются все отрасли экономики, в том числе автомобилестроение, самолетостроение, кораблестроение и другие мощные комплексы. Если в государстве нет 300 миллионов жителей, значит, каких-то отраслей просто не будет, значит, неизбежна определенная однобокость экономической структуры. Конечно, в условиях глобализации и всеобщего обмена пока можно существовать и так, но динамично развиваться и обеспечивать своим гражданам достойную жизнь - нет.

- Вот почему объединяется Европа, вот почему между США и Канадой практически нет границ, - отметил Госсекретарь. - Сегодня объединяются в союзы и государства Азии, Африки, Латинской Америки. Все объединяются, и это следствие макроэкономических законов. Кстати, и Советский Союз в этом плане был вполне жизнеспособен и современен. Другое дело, что приоритет был отдан определенной идеологии, да к тому же сказался фактор гонки вооружений, мы в огромном количестве строили подводные лодки, танки, ракеты, а не, скажем, достойное жилье для людей... Но с точки зрения макроэкономики существование Советского Союза вполне закономерно.

- Поэтому, - заявил П. Бородин, - на постсоветском пространстве новые независимые государства неизбежно будут, по крайней мере, экономически, объединяться. В перспективе обязательно восстановится единство всего постсоветского пространства. Могут остаться президенты, гербы, гимны, флаги, другие атрибуты, но экономическое единство будет восстановлено - это лишь вопрос времени. И движущей силой этого процесса выступают макроэкономические законы. Как говорится, "политика - это концентрированное выражение экономики". Экономика диктует свои правила игры, и политикам никуда от этого не деться.

- У Беларуси и России, - сказал также Госсекретарь, - существует единая государственная граница, действует соглашение по единой таможенной политике. В рамках Союзного государства активно решаются социальные проблемы. Практически все готово для введения единого платежного средства. У нас фактически единая экономика. Топливно-энергетический комплекс Беларуси и России интегрирован на 95 процентов, машиностроительный - на 85, сельскохозяйственный - на 65, строительная индустрия - на 80 процентов. Взаимный товарооборот достиг 18 миллиардов долларов! За счет союзного бюджета финансируются десятки важнейших производственных программ, которые создают возможность научно-технологического прорыва Беларуси и России, а также обеспечивают рабочие места, уверенность в завтрашнем дне у российских и белорусских граждан. И если сегодня проехать по таким городам, как Ярославль, Воронеж, Санкт-Петербург, Гродно, Могилев, Брест и другим, то можно увидеть, что многие предприятия, которые до образования Союзного государства практически простаивали, сейчас задействованы в совместных белорусско-российских программах. Люди работают, они востребованы, у них есть перспективы. В Беларуси и России по совместным программам работают более восьми тысяч предприятий, где заняты более 300 тысяч работающих. За время функционирования Союзного государства между Беларусью и Россией подписано более 40 фундаментальных соглашений в сфере экономики, промышленности, науки, социальной сфере и других областях. Беларуси и России вполне по силам уже в ближайшее время приступить к реализации мощнейшего и перспективнейшего проекта по строительству автотранспортного коридора из Европы через Минск и Москву в Юго-Восточную Азию. И, кстати, бюджет Союзного государства в 12 раз больше бюджета всего СНГ!

Поэтому, повторю, - сказал П. Бородин, - экономика сегодня правит бал, но многие проблемы, которые все же возникают, в том числе и в экономической сфере, упираются в несогласованность нормативно-правовой базы нашей интеграции. Сегодня нам нужны законы Союзного государства! Настало время принимать союзную Конституцию или, для начала, Конституционный Акт Союзного государства как Основной союзный закон на переходный период. Нам нужен полноценный союзный парламент, постоянно действующая структура исполнительной власти.

Что касается структуры верховной власти Союзного государства, то, как отмечали участники "круглого стола", пока в согласованном проекте документа введение поста единого президента не предусматривается. Предполагается, что роль коллегиального главы государства будет исполнять Высший Государственный Совет.

Как признал руководитель группы российских экспертов по подготовке Конституционного Акта Союзного государства Алексей Автономов, в ходе работы над этим документом вопрос о структуре высших органов власти вызывал наибольшие споры. А. Автономов полагает, что в Конституционный Акт можно пока заложить механизм, который позволит затем вносить изменения, диктуемые жизнью. По его мнению, Конституционный Акт надо принимать в том виде, в каком он сейчас готов и согласован, а уже потом, если возникнет необходимость введения поста единого президента, то его можно будет и ввести.

Однако П. Бородин все-таки считает необходимым изначально определиться с постом союзного президента.

- Исполнительная власть вполне может быть коллегиальной, но в наших государствах народы всегда хорошо работали, только, образно говоря, когда были хорошие цари, - заявил Госсекретарь. - Наша ментальность требует лидера.

П. Бородин подчеркнул, что это не только его личное мнение, с этим согласны все полномочные члены Постоянного Комитета Союзного государства. "Мы будем выносить это предложение на Высший Государственный Совет", - сказал он. В случае проведения референдума 90 процентов россиян и белорусов высказались бы за президентскую форму правления в Союзном государстве, уверен Госсекретарь.

По мнению заместителя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, вице-спикера Госдумы РФ Сергея Бабурина, в феврале-марте будущего года следует провести в России и Беларуси референдум по Конституционному Акту, а осенью - выборы в союзный парламент. Конституционный Акт, по словам С. Бабурина, нужно готовить на 200 лет вперед, поскольку он должен стать основным документом Союзного государства.

- Мы должны создать реальное государственное образование, законы этого государства должны быть высшими и в России, и в Беларуси, - сказал

С. Бабурин. - Люди только тогда поверят в существование Союзного государства, когда будет создана союзная таможенная служба, министерство финансов и другие союзные структуры, когда люди будут платить налоги в союзный бюджет.

Подводя итоги "круглого стола", Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин подчеркнул, что в Конституционном Акте нужно четко прописать обязанности всех органов власти. Он отметил, что необходимо будет внести изменения в конституции Беларуси и России и прописать там делегирование полномочий Союзному государству. Среди таких полномочий он, в частности, назвал оборонную политику и военно-техническое сотрудничество, единую налоговую и таможенно-тарифную политику, единую денежно-кредитную политику, пограничную политику, управление собственностью Союзного государства.

Таким образом, как мы все надеемся, в конце ноября 2005 года Высший Государственный Совет Союзного государства рассмотрит проект Конституционного Акта и определит сроки проведения референдума по данному документу.

Аркадий Медведев

МОСКВА

Внешняя политика Союзное государство России и Беларуси