03.11.2005 03:00
Культура

Театр Станиславского освободится от строительных лесов

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко освободится от строительных лесов
Текст:  Александр Дмитриев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3917)
Читать на сайте RG.RU

Эта витиеватая формулировка подразумевает на деле следующее: строители передают театру практически все помещения исторического здания на Большой Дмитровке, за исключением основной сцены. Это не так уж мало: гости, пришедшие в театр сегодня вечером, увидят освобожденный от строительных лесов фасад театра, войдут в открывшийся спустя два года главный вход, поднимутся по парадной лестнице, оставшейся еще от усадебного здания XIX века, пройдут по парадным залам, среди которых есть и место для музейной экспозиции, и музыкальная гостиная, где уже в ближайшее время возобновятся концерты ведущих солистов театра, как это было заведено долгие годы. Отреставрировано и большое фойе, чья планировка также восходит к временам, когда никакого театра еще не было в помине, а была усадьба Салтыковых, занимавшая обширный участок между Большой Дмитровкой и Тверской улицей. Из фойе можно будет выйти в крытый дворик-атриум, окруженный с одной стороны старым зданием театра, а с трех других - новыми корпусами, возведенными в последние четыре года.

Закулисная часть нового комплекса включает в себя вокальные классы, репетиционные залы оперы (балет получил свои репетиционные помещения два года назад), гримерки и живописно-декорационный цех, который по размерам может сойти за небольшой стадион. А самое главное для будущих зрителей помещение расположено на стыке зрительской и артистической частей комплекса. Это малая сцена, на которой уже в декабре запланирована первая премьера - музыкальная комедия Дмитрия Шостаковича "Москва-Черемушки". В спектакле, над которым работает художественный руководитель оперной труппы Александр Титель, примут участие и артисты театра, и студенты РАТИ, воспитанники мастерской Тителя.

Еще Станиславский и Немирович-Данченко, легендарные отцы-основатели театра, своим творчеством старались опровергнуть представление об оперном или балетном спектакле как о непременно масштабном и пышном зрелище. Традиции камерного эксперимента всегда были живы в театре. В 90-е годы здесь время от времени ставили спектакли в фойе или поместив зрителей на сцену. Такие необычные постановки, как "Куприянов и Наташа" Шандора Калоша или "Свадьба Фигаро" Моцарта, пользовались успехом как у критики, так и у зрителей. Появление малой сцены закрепляет за Музыкальным театром не только право, но и обязательство на эксперимент.

И все-таки все в театре с нетерпением ждут открытия основной сцены, реконструкция которой затянулась из-за пожара, происшедшего в мае нынешнего года. Работы будут завершены в первой половине 2006 года, и один из самых современных в Москве театральных комплексов заработает на проектную мощность.

Архитектура