По окончании уборки урожая и накануне Дня работников агропромышленного комплекса и переработки, который будет отмечаться 18 ноября, в области решили подвести предварительные итоги сельскохозяйственного года. Итоги оказались удовлетворительными. Хотя прогноз выглядел куда более оптимистично. Крестьяне в этом году получили валовой продукции на 30 миллиардов рублей, что составляет 101,5 процента по отношению к уровню прошлого года. Одним словом, экономического прорыва в воронежском АПК не случилось. Более того, многие сельхозпредприятия до сих пор не рассчитались за взятые в кредит горюче-смазочные материалы (долг – почти девять миллионов рублей, причем два из них висят с прошлого года), запчасти (30 миллионов), удобрения (около 100 миллионов). Некоторые собираются пролонгировать задолженность, другие намерены перекредитовываться.
Конечно, имеются объективные причины такой ситуации: к примеру, цены на сельхозпродукцию практически остались на прошлогоднем уровне, тогда как стоимость тех же ГСМ неуклонно росла на протяжении всего года. Однако во многом «урожайную ситуацию» предопределили причины субъективного свойства.
По словам вице-губернатора Ивана Дубовского, многие руководители хозяйств не могут или не хотят нормально работать, и немало тех, кто не может и не хочет: «Главы районных и поселковых администраций, так же как и сами сельхозпроизводители, должны понять: эффективность местного самоуправления во многом будет зависеть от того, насколько грамотно на его территории организовано производство. Если вы видите, что в этом хозяйстве животноводство нерентабельно, отдайте скот в личные подворья – пусть молоко производится там, а вы тем временем организуйте централизованную закупку его для заводов.
Так нет же, первая реакция руководителей на такое предложение: «Как! Коров раздавать?!» А то, что их по вашему же приказу везут на убой, и потом мясо продают по несуществующим – 20 рублей за килограмм – ценам, это как называется?.. Местное самоуправление вместе с собственниками предприятий, вместе с населением само должно решить, каким бизнесом эффективнее заниматься – веники вязать или свиней выращивать. А у нас руководители до сих пор все больше ориентированы на сверхприбыльные проекты (чтобы прибыль была сразу в миллион рублей, а, к примеру, не в двести тысяч). Между тем налогооблагаемая база формируется по крупицам: там помогли стать на ноги рентабельному фермерскому хозяйству, здесь создали условия для успешного развития личных подворий, и т.д.
И вообще давно пора задаться вопросом: почему, к примеру, корейская семья на арендованном участке трудится с рассвета до заката, выращивает и выгодно продает помидоры, огурцы, кабачки, а наш человек с гордо поднятой головой идет на биржу труда?»
Надо сказать, что в будущем году самостоятельности у воронежского АПК действительно прибавится, а число «кураторов» соответственно уменьшится. Это станет возможным благодаря административной реформе, проводимой сегодня в областной администрации (предполагается переход от отраслевого принципа управления к программно-целевому). Если раньше в управлении АПК работало больше ста человек, то в нынешнем, уже реорганизованном, управлении аграрной политики – в два раза меньше.
Впрочем, верно и другое: для крестьян на данный момент важна не столько даже ликвидация «чиновничьей надстройки» и свобода, сколько помощь, в том числе финансовая. В связи с этим, согласно программе, разработанной правительством, с первого января 2006-го года сельхозпроизводителям обещают выдавать кредиты. Особенность проекта в том, что на этот раз «под раздачу» попадают не только сельхозартели и фермеры, но и личные подсобные хозяйства, где налажено «минимальное товарное производство». Правда, для получения кредита собственникам прежде придется зарегистрировать в сельской администрации свое хозяйство в качестве «личного подсобного». Тем самым оно, во-первых, приобретает некую документально оформленную легитимность.
Во-вторых, собственник дает понять, что он нацелен не только на прокормление своей семьи, но и на ведение бизнеса: мол, выращу десять кур, из них семь – на продажу. Главное следствие этой процедуры – увеличение налогооблагаемой базы. Кредиты будут выдаваться банком, специально уполномоченным на то правительством РФ, под поручительство состоятельных людей или предприятий, а также под залог имущества (транспорт, гараж, сарай). Срок возврата кредита – 3,5 года, лизинг техники или оборудования (к примеру, доильные аппараты) – до семи лет. При этом займ будет беспроцентным: 95 процентов ставки должен компенсировать федеральный бюджет, остальное – региональный.