Город в миниатюре
Для начала по заданию молодежного комитета Думы члены «Объединения студентов и молодых специалистов», а также представители иностранных землячеств организовались в рабочие группы и пошли «в народ»: посетили общежития воронежских вузов с целью изучения общественного мнения. Главный вопрос, на который пытались ответить: какие проблемы существуют во взаимоотношениях между иностранными и российскими студентами? Логика понятна: любое общежитие можно условно считать Воронежем в миниатюре, а потому именно здесь легче нащупать болевые точки межнациональных взаимоотношений.
С чем столкнулись: ректораты далеко не всех учебных заведений пошли на сотрудничество – некоторые просто-напросто отмахнулись от молодежной инициативы. Когда же стало известно, что собранная «в полевых условиях» информация будет обнародована на заседании думского комитета, принялись упрекать молодежных активистов: мол, без нас «картина дня» получилась неполная – мало ли чего студенты могут наговорить?..
Общественники беседовали как с российскими, так и с иностранными студентами. Выяснилось, что взаимных претензий у тех и других накопилось предостаточно, что собственно и подогревает скрытое раздражение. По большей части во всех вузах проблемы схожи. Например, российским студентам очень не нравится, что подвыпившие иностранцы начинают настойчиво приставать к девушкам (живущим, кстати, в том же общежитии). Иностранцы в свою очередь высказывали недовольство по поводу охраны общежития, где зачастую сидит одна бабушка «божий одуванчик» и никого боле. Заслон от хулиганов весьма сомнительный. Впрочем, есть и такие студенты (причем как среди россиян, так и среди иностранцев), которым «боеспособная» вахта совсем не к чему. При нынешнем положении дел можно легко нарушать режим – к примеру, беспрепятственно возвращаться в три-четыре часа ночи из питейных заведений. Еще иностранцы жаловались на то, что некоторые преподаватели относятся к ним предвзято, а именно – считают их тупыми. На то – что, когда они только приезжают в Россию и еще не знают других слов кроме как «здравствуйте» и «спасибо», им предлагают подписать контракт на оказание образовательных услуг на русском языке. И так далее и тому подобное.
По словам председателя «Объединения студентов и молодых специалистов» Павла Квачева, поход ребят (которые, кстати, в большинстве своем являются «бойцами» молодежных оперативных отрядов) в общежития и беседа «по душам» с их обитателями внесли-таки некоторую ясность: как таковых межнациональных конфликтов нет. Есть конфликты межличностные, возникающие по большей части на бытовой почве. Противостояние усугубляется нежеланием понять другого человека, а также низким культурным уровнем. Чтобы как-то исправить ситуацию, при комитете по делам молодежи и спорту создается дисциплинарная комиссия, которая будет сформирована на 70 процентов из иностранных студентов, и на 30 процентов из российских. Комиссия, во-первых, будет собирать полную информацию о правонарушениях, совершенных как иностранными студентами, так и против них. Такое «досье» позволит выявить слабые места «обороны». Во-вторых, молодые люди займутся разработкой методических пособий для иностранцев, которые, приезжая в другую, страну должны знать свои права и обязанности, для чего в свою очередь им надо бы ознакомиться с российскими законами. Дабы иностранцам, пойманным на торговле марихуаной (конкретный случай двухнедельной давности), даже в голову не пришло объяснять, что они не знали об уголовном наказании за этот вид «бизнеса».
Это еще не все нововведения: с первого ноября новая должность появилась в городской администрации – консультант по работе с иностранными студентами, который должен будет организовать соответствующий координационный совет. Делается это в русле пожеланий вузовской общественности, считающей, что областные и городские власти делают недостаточно для профилактики преступлений на почве межнациональной ненависти. По словам преподавателя воронежского госуниверситета Олега Гришаева, лет пять назад, когда впервые был серьезно поднят вопрос об избиении иностранцев, в ходе многочисленных совещаний приняли программу по противодействию экстремизму. Но реализовали ее «эпизодами». К примеру, вузы в какой-то части свои обязательства выполнили: во всяком случае, в тех учебных заведениях, где учатся иностранцы, организованы оперативные студенческие отряды, а в общежитиях появились молельные комнаты для учащихся иного вероисповедания. Однако еще больше пунктов, до реализации которых дело так и не дошло – например, так и не были построены межвузовский стадион и Дом культуры (под них даже площадки в свое время подобрали), хотя, предполагалось, что на строительство должны были «сброситься» вузы и бюджеты разных уровней.
Без заверений о «проведенном и достигнутом»
Как пример пристального внимания к проблемам ксенофобии руководители силовых структур собрали координационное совещание. По инициативе прокурора области Александра Пономарева в нем приняли участие представители администрации президента, руководители области и города, ректоры воронежских вузов, общественные деятели.
Представительный состав участников позволил совещанию всесторонне обсудить проблему возникновения в молодежной среде экстремистских настроений, корни и причины молодежной преступности, пути противодействия антиобщественным явлениям, в частности, преступным посягательствам на иностранных граждан, вообще на людей другой национальности.
Координационное совещание с подобной повесткой уже проходило в прокуратуре области в апреле прошлого года. Тогда были выработаны и рекомендации административным и правоохранительным органам по профилактике экстремизма и специфической преступности. Время подводить предварительные итоги.
– Несмотря на принимаемые меры, существенного позитивного изменения криминальной ситуации и повышения уровня безопасности в области не достигнуто, – сообщил в своем докладе заместитель прокурора области Василий Хромых. – Нет скоординированных усилий заинтересованных ведомств и общественных формирований, пассивно ведут себя органы исполнительной власти.
За девять месяцев текущего года в области зарегистрировано 33,7 тысяч преступлений (на 5 тысяч больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), из них 11,2 тысяч – тяжких и особо тяжких. Растет число разбоев, грабежей, краж. Наблюдается рост групповой и рецидивной преступности. В особую графу докладчик выделил преступления в отношении иностранных граждан: их нынче зарегистрировано 106 (в прошлом году за тот же период – 61). «Этот рост не является каким-то разовым «всплеском», а происходит из года в год», – подчеркнул Хромых. Особую опасность представляет то, что каждое пятое преступление совершается в общественном месте – за девять месяцев было совершено 7360 таких преступлений. Конечно, это говорит о явной недоработке и беспечности воронежской милиции. Ведь и убийство перуанского студента было совершено днем, в месте массового отдыха горожан, однако поблизости не оказалось ни одного патрульно-постового наряда. Сложность криминогенной обстановки обострена совершенными в Воронеже в 2004-2005 годах четырьмя террористическими актами в виде взрывов на остановках общественного транспорта. Их расследование стоило немалых сил и средств.
Все вышеприведенное говорит о том, что наши правоохранительные органы, к сожалению, не способны обеспечить необходимый уровень безопасности всем иностранным студентам. Ведь нельзя же по большому счету запрещать им гулять по городу, навещать друзей или посещать места общепринятого отдыха. С другой стороны, иностранцы должны четко знать не только свои права, но и обязанности, российские законы, причем как «писаные», так и «неписаные», то есть общественные традиции населения, особенности местного менталитета. У каждого иностранного студента должна быть памятка, где расписано, как вести себя в неординарных ситуациях, каких мест в городе избегать, к кому в случае чего обращаться за помощью. И это нормальная международная практика. Дальше, если вузы принимают иностранцев, они должны за них нести и определенную ответственность, в том числе, организовывать каким-то образом их досуг, неформальное общение с русскими сверстниками. В противном случае, как говорил лидер сообщества иностранных студентов Воронежа Симо Кхамаль, приезжие будут пугаться местных однокурсников, замыкаться в своем узком мирке, что создаст неразрешимые психологические и моральные проблемы их существования. И вместо друзей нашей страны, как хотелось бы, из латиноамериканских и африканских студентов мы получим недоброжелателей.
Выступавшие на совещании руководители вузов, общественных организаций говорили о том, что одними силовыми методами проблему благополучного проживания и учебы иностранцев не решишь – необходима кропотливая повседневная работа по воспитанию молодежи, выработке у нее толерантности и доброжелательности ко всем окружающим. Подготовить юную личность к цивилизованной жизни не просто. Особенно, когда она видит вокруг себя царящее насилие, цинизм, лицемерие и обман, когда «воспитывается» бездуховной попкультурой, воспевающим мордобой и «основной инстинкт» телеэкраном. Высшее образование без воспитания перестало соответствовать понятию «высшее», свелось порой к передаче знаний по узкой специальности. Из высшей школы ушла задача развития личности студента, возвышения его интересов, нейтрализации вредного влияния среды. Внеучебная работа в вузах нередко сводится к саморекламным мероприятиям. За стенами вузов и того хуже. Начальник областного управления культуры Иван Образцов обрисовал ситуацию в городе емкой фразой: «Дворцы культуры превращены в барахолки, спортивные площадки отданы под строительство коттеджей». В результате, молодежь дичает и бродит по городу в поисках «приключений».
– Больше всего меня возмущает лож должностных лиц, которым по чину положено заниматься проблемами молодежи и безопасности граждан, – заявил на совещании прокурор области Александр Пономарев. – Если выступать с заверениями о «проведенном и достигнутом», нам не удастся установить диагноз постигшей общество болезни, а значит и назначить правильное лечение.
В качестве «лечения» участники совещания предложили выработать области специальную целевую программу работы с молодежью, сделав ее обязательной для всех административных и правоохранительных органов, возможно, в форме областного закона, обеспечив необходимыми материальными ресурсами. А чтобы программа и работа по ее реализации не заформализовались, избрать для контроля общественный совет из заинтересованных, авторитетных и неравнодушных людей. Атмосферу нетерпимости к насилию и межнациональной вражде необходимо создавать снизу – в каждой школе, в городском дворе, на спортивной площадке. Не дадим зверю победить Человека.