15.11.2005 04:00
В мире

Уроки французского для России

Текст:  Леонид Радзиховский (политолог)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3925)
Читать на сайте RG.RU

Новое сражение мировой "войны цивилизаций" (после 11 сентября, Испании, Ирака, Палестины/Израиля, Лондона)? Социальный протест "униженных и оскорбленных" (или обнаглевших "социальных паразитов")? Просто мальчишеское хулиганство?

Ясно, что все эти три момента имеются в наличии, а оценить их "удельный вес" примерно так же легко, как оценить, какой вклад в общую вонь от пожара на автостоянке вносит каждый из 100 полыхающих автомобилей...

Но давайте оценим хотя бы размеры бедствия. Журналисты склонны преувеличивать - ведь "информистерика - наша профессия". Помню, как одна немка рассказывала мне, что, глядя в августе 1991-го немецкое ТВ, можно было подумать, что в Москве идут прямо-таки танковые сражения!

В общем, про Париж понятно следующее. Сожжены тысячи автомобилей, но не было ни убийств, ни грабежей. Кажется, погиб 1 (один!) человек. Полиция, проявляя "жесткость", тоже вроде никого не убила, а зачинщиков не то грозят выслать, не то уже выслали из Франции.

Все утверждают, что арабские мальчишки из парижских пригородов совершенно не ассимилируются, не впитывают французскую культуру. Черт возьми! По-моему, культуру "острого галльского смысла" (абсолютно бессмысленного, глядя со стороны), эдакого "изящного" французского бунта-игры они освоили ничуть не хуже, чем французские интеллектуалы - студенты Сорбонны-1968. Они не хватают "дубину народной войны", а орудуют рапирой, что твои мушкетеры - выпад, отскок, "туше". Причем рапиры-то, в общем, с закругленными кончиками - громко звенят, лихо царапают, но не убивают.

С другой стороны, преуменьшать серьезность всех этих игр тоже, конечно, не стоит. И, главное, в конце концов не в самом данном событии, а в том, симптомом чего оно является. Итак, зал наполовину полон - или пуст? Перед нами крах системы европейского гражданского общества, демократии, политкорректности (да еще на их исторической родине!) или же образец того, как эта гибкая система умеет отвечать на новые вызовы времени?

Да, это крах системы: посмотрите на размах волнений и учтите, что никакого РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ французские политики так и не нашли. Ненависть между французами (вымирающими) и мигрантами (плодящимися и размножающимися) осталась, борьба за жизненное пространство (кому жить на окраинах - кому в центре) осталась, неустроенность (паразитизм?) арабских мигрантов - все, все осталось до новых встреч. Ну а уж если обратиться к идее "войны цивилизаций под крышами Парижа", то выхода и вовсе никакого, кроме превращения бывшей столицы Франции в "Парижебад" с главной мечетью Нотр-Дам.

Да, это доказательство жизненности системы. Посмотрите, как быстро Саркози усмирил волнения - заметьте, без крови! Будут проведены новые реформы в рамках демократической системы, ни от одного из своих фундаментальных принципов республика не отступила и не отступит. А "война цивилизаций" - просто страшилка вроде Фантомаса или "Протоколов сионских мудрецов". Франция, особенно Париж, всегда была не просто имперской, она была действительно "всемирно-отзывчивой", космополитической при сохранении своего абсолютного национального своеобразия. Французская культура ХХ века - это поляки Склодовская-Кюри и Аполлинер, испанцы Пикассо и Бюнюэль, эмигранты из России Шагал, Нуреев, Мечников, Львов (нобелевский лауреат), армянин Азнавур, итальянский еврей Модильяни, грузин Иоселиани, эмигрант из Румынии Ионеско и т.д. и т.п. Сегодня в Академии Франции ("40 бессмертных") два старейших писателя - потомки выходцев из России, Дрюон и Труайя. Да, пока что арабы из Алжира, Марокко, Туниса не вписали таких страниц в книгу французской культуры, но это обязательно случится. Нужны только терпение, терпимость и твердость. И все эти три "т" были продемонстрированы.

Я бы не отмахивался ни от первой, ни от второй системы аргументации. И все же, замечу, что слухи о смерти "гнилой европейской цивилизации" несколько преувеличены. Как театр (шире - культура) живет под аккомпанемент постоянных разговоров про их кризис, так и Европа последние 100 лет не устает предсказывать себе гибель. Ленинский "Империализм как высшая (последняя) стадия капитализма" и "Закат Европы" Шпенглера появились почти одновременно в 1916-1918 году. Тогда на фоне безумия Первой мировой (это уж вам не гипотетическая "война цивилизаций"!) крах Европы казался самоочевидным, "труп старушки" остывал просто на глазах.

И что же? За прошедшие 90 лет родились и умерли сильные, смелые, юные, агрессивно-мужественные фашизм и коммунизм - и на похоронах этих раскольниковых долго кашляла и сморкалась та самая старуха процентщица, бессильно демократическая Европа... Конечно, молодой и брутальный "исламский фундаментализм" тоже смотрит на "бабушку-старушку" с очевидным презрением и лишь думает, как бы ее "употребить" особо жестоким способом, но... хорошо смеется тот, кто смеется последним!

Сила Европы, между прочим, и в том, что она в отличие от фашизма, коммунизма, фундаментализма не стесняется расковыривать свои комплексы, смеяться над собой, прорицать свою "скорую гибель". Все это вместе называется "демократия" - до чего же гибкая штучка!

И в заключение - об уроках французского для России.

Боюсь, случись нечто подобное в Москве, дело не кончилось бы одним трупом, как в Париже, тремя трупами (август 1991-го), а может, и 150 трупами (октябрь 1993-го). Национализм, ксенофобия, причем как от "титульной нации" к мигрантам, так и в обратном направлении, становится, увы, чуть ли не единственной ЖИВОЙ идеологией в нашем обществе. А эта живая идеология питается трупами...

Но наше спасение в том, что "пожара с мигрантами" у нас в обозримом будущем не будет.

У каждого - свои недостатки/преимущества. Преимущество/недостаток Франции - то самое гражданское общество, политкорректность. Поэтому мигрант чувствует себя СВОБОДНЫМ, ПОЛИТИЧЕСКИ АКТИВНЫМ человеком. И, живя на пособие, реализует свою гражданскую активность на близстоящих авто.

Наше преимущество/недостаток - слабость гражданского общества, ограниченность политических свобод. Поэтому мигрант у нас не получает пособия, вкалывает как раб и меньше всего думает о политических и гражданских свободах. И сегодня это - залог "тишины и спокойствия".

Да, "нельзя в России никого будить", но не может страна быть "вечно замороженной". И, когда начнется оттепель, она всегда рискует превратиться в потоп... Впрочем, это совсем особая тема.

Франция