17.11.2005 05:00
Экономика

Правительство подскажет центру и регионам, как распоряжаться недрами

Правительство подскажет центру и регионам, как им владеть и пользоваться недрами, не обижая друг друга
Текст:  Валерий Выжутович
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3927)
Читать на сайте RG.RU

Региональный сепаратизм уходит корнями в российскую почву. В самом буквальном смысле: регионы, обладающие большими сырьевыми запасами, требуют для себя особых прав, пытаются диктовать центру свою волю.

По нынешнему закону владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр осуществляются совместно Российской Федерацией и ее субъектами. Муниципальные образования не являются собственниками недр, расположенных на их территории. Недра не могут находиться и в частной собственности. Отдельные их участки имеют статус объектов федерального значения. Это стратегические природные запасы: они влияют на национальную безопасность, обеспечивают суверенитет страны и выполнение обязательств по международным договорам.

Дело, однако, в том, что стратегические природные запасы распределяются по территории России весьма неравномерно. Основным районом добычи нефти стала Западная Сибирь (Тюменская область). Главные месторождения газа находятся там же. Первенство в добыче угля держит Кузнецкий бассейн (Кемеровская область). Никелевая промышленность сосредоточена главным образом в Норильске (Красноярский край). А добыча алмазов производится преимущественно в Якутии.

Как же центру выстраивать отношения с этими регионами, и прежде всего с автономными округами, где добывают сырье?

Когда в свое время начали осваивать Тюменский Север, сильно затронули интересы коренного населения. Советская власть попыталась эти интересы соблюсти, сформировав национальные округа, где и сегодня сконцентрирована значительная доля российских природных богатств. Там же располагаются предприятия по их добыче и переработке - самые рентабельные в отечественной экономике. В 1993 году совпали два процесса - акционирование предприятий и подготовка новой Конституции. Результат известен: округа выбили себе статус, равный с другими субъектами Федерации, и закрепили его в Основном Законе. Разумеется, ради возможности полностью распоряжаться расположенным на их территории богатством.

Лидерами в борьбе за равенство выступали сильные богатые округа - Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий. Но как только они стали субъектами Федерации, их руководители стали предпринимать попытки оформить окончательный "развод" с Тюменской областью. В стремлении вырваться из областного подчинения глава Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко и губернатор Ямала Юрий Неелов, помнится, дошли до самого президента - пожаловались ему, что не могут договориться с тогдашним губернатором Тюменской области Леонидом Рокецким. Тот твердо стоял на том, что "система власти в Тюменской области должна быть основана прежде всего на федеральном законе, в рамках которого можно формировать договорные отношения между органами власти области и округов".

Сепаратизм в Западной Сибири не прошел. Однако до сих пор кто-нибудь нет-нет да и обмолвится, что юг Тюменской области является нахлебником округов. Слушать такое смешно. Здешний север и юг - части единого целого. Ну скажите, вам придет в голову заявить, что ваша левая рука незаслуженно пользуется результатами труда вашей правой руки?

Если же конкретно и по существу... Прежде всего округа ничего не отчисляют в областной бюджет. Важнейший источник пополнения бюджета Тюменской области и входящих в нее округов - это плата за недра, отчисляемая предприятиями нефтегазового комплекса. Согласно Закону "О недрах" 40 процентов этой платы поступает в федеральный бюджет, 30 - в бюджет региона, 30 - в бюджет местного самоуправления. В сложносоставных же субъектах Федерации этот закон предусматривает другую схему расщепления налога: 20 процентов - краю или области, а округу и местному самоуправлению все так же по 30 процентов. Иными словами, если бы округа были выведены из состава Тюменской области, они не приобрели бы никаких дополнительных доходов, так как соответствующие средства ушли бы в федеральный бюджет.

Да и с какой стороны ни посмотри, это же просто несправедливо: говорить, что жители юга не имеют права пользоваться определенной частью доходов от нефти и газа, добываемых на Севере. Те, кто когда-то осваивал Север, теперь возвращаются в Тюмень, здесь для них строится жилье. Свою долю социальных благ эти люди заработали.

Как бы там ни было, региональный сепаратизм обусловлен экономической географией, особым положением тех или иных субъектов Федерации. Гасить вспышки этого сепаратизма невозможно одним лишь натягиванием административной узды. Суверенитет российских республик был бы пустой декларацией, если бы не подкреплялся экономическими соглашениями между центром и регионами. В конце концов установление контроля над якутскими алмазами Москве важнее, чем политическое послушание этой республики, имеющей (наряду с Башкирией и Татарией) особый статус. "Пресечение республиканского сепаратизма", "укрепление Федерации"... Все это имеет явственную экономическую подоплеку. А политические преференции, предоставляемые Москвой регионам, сами по себе не столь уж много значат. Борис Ельцин, к примеру, на них не скупился. Но суверенитету, дарованному им Якутии, была бы грош цена, если бы 20 процентов добываемых алмазов не оставались в республике.

Дело, впрочем, не только в экономическом неравенстве регионов, но и в том, что действующий с 1992 года Закон "О недрах" существенно устарел. Регулирование недропользования строится исключительно на административных принципах - о праве собственности и полноценных договорных отношениях речи пока не было. Между тем Конституция допускает различные формы собственности на землю и другие природные ресурсы, включая частную собственность. Новый Гражданский кодекс РФ идет еще дальше, относя участки недр (наряду с земельными участками) к категории недвижимости. И в принципе правительство не против, чтобы участки недр были объектами гражданских прав. Для этого надо существенно изменить российскую правовую систему. Но что реально уже сейчас - это сделать недропользование прозрачным, инвестиционно привлекательным и экономически выгодным для всех участников, в том числе для центра и регионов.

Словом, времена изменились. Ельцинский лозунг "Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить" нынешней властью отредактирован. И теперь звучит так: "Делиться надо".

Что собой представляют российские недра

Доля России в мировых запасах нефти составляет около 5-6 процентов, природного газа - 33, угля - 12, железа - 30, олова - 27, меди - 11.

По разведанным запасам золота Россия находится в числе ведущих стран мира, а по добыче ныне уступает только ЮАР, США, Австралии и Канаде.

В России открыто и разведано около 20 тысяч месторождений полезных ископаемых, из них 37 процентов введены в промышленное освоение. При этом на небольшое число крупных месторождений приходится почти 70 процентов разведанных запасов и они обеспечивают 50 процентов добычи сырья. Наиболее активно вовлекаются в разработку месторождения нефти и газа, количество которых в стране превышает 2 тысячи.

Ресурсы Правительство