Российская газета | В чем заключалась цель вашего визита в Москву? О чем вам удалось договориться с руководством России в ходе переговоров?
Борис Тадич | Свои переговоры в Москве я расцениваю как весьма дружественные, конкретные и содержательные. Цель моей поездки полностью выполнена. С российским президентом Владимиром Путиным мы обсудили несколько ключевых тем: двусторонние политические и экономические отношения, вопросы безопасности и борьбы с терроризмом и организованной преступностью. По всем вопросам мы достигли высокой степени взаимопонимания.
РГ | Согласны ли вы с утверждением некоторых политологов, что Сербия заинтересована в первую очередь развивать отношения с Евросоюзом и США, а только затем с Россией?
Тадич | В ходе своей избирательной кампании я говорил, что внешняя политика Сербии должна стоять на трех равных столпах. Одним из таких направлений остается Европейский союз, в который Сербия стремится вступить. В рамках ЕС мы надеемся решить проблемы безопасности, с которыми столкнулась наша страна.
Другое направление - Россия, с которой Сербия поддерживает давние отношения как на государственном, так и на культурном, духовном и религиозном уровнях. В годы Второй мировой войны связи между нашими странами были особенно устойчивыми в области обороны.
Сегодня Россия выступает ключевым экономическим партнером Сербии с учетом объемов торговли и заинтересованности нашей страны в развитии своей энергетической системы.
Третье направление - это США, ставшие самым крупным инвестором в нашу экономику. Америка остается важным фактором безопасности на Балканах, особенно в Косово.
Эти три направления для нас одинаково важны. Невозможно себе представить стабильное развитие Сербии без хорошего взаимодействия в этих трех направлениях. В подтверждение моих слов хотел бы привести пример. С начала моего вступления в должность президента я три раза побывал в США, три раза в Брюсселе и также три раза в России.
РГ | Готова ли Сербия предоставить Косово независимость в обмен на ускоренное вступление Белграда в Евросоюз?
Тадич | Косово и Метохия - это не предмет для продажи. Невозможно представить, чтобы какое-либо демократическое государство вступало в ЕС на таких маргинальных условиях. Сербия имеет полное право на вступление в Евросоюз так же, как и другие государства. И для этого ей не надо отдавать часть своей территории. Наша страна, напротив, ожидает помощи от ЕС в решении косовского конфликта. Поскольку эта организация в отличие от Сербии имеет свои институты и механизмы влияния в Косово.
РГ | Какова может быть роль Москвы в разрешении косовского конфликта?
Тадич | Россия входит в Контактную группу по решению косовского конфликта, а также является постоянным членом Совета Безопасности ООН. Контактная группа будет иметь наибольшее влияние на процесс по определению будущего статуса Косово. Я рассчитываю на то, что Россия поведет себя принципиально, в соответствии с принципами международного права. В то же самое время я понимаю: Москва будет защищать свои национальные интересы.
РГ | Повлияло ли на качество отношений наших стран то, что Москва долгое время поддерживала экс-президента Югославии Слободана Милошевича?
Тадич | Россия никогда не поддерживала Милошевича. Россия поддерживала Сербию. Отношения между нашими странами не зависят от того, кто занимает пост президента Сербии. Наши отношения всегда будут иметь преемственность и позитивно развиваться, поскольку они основаны на интересах двух народов, имеющих вековую историю. На этом фоне мандаты президентов выглядят весьма краткосрочными.
РГ | Не ожидаете ли вы резкого осложнения отношений с Черногорией, если эта республика проголосует за свою независимость?
Тадич | Как президент Сербии я не допущу ухудшения отношений между двумя республиками. Для сербов нет более близкого народа, чем черногорцы. Нет ничего, что могло бы послужить ухудшению отношений между нашими народами. Мы продолжаем надеяться, что государственное сообщество станет лучшей формой сосуществования Сербии и Черногории. Но как глава Сербии я не хочу оказывать никакого негативного влияния на решение черногорцев.
Между тем
Бывший югославский лидер Слободан Милошевич обратился к судьям Международного трибунала для бывшей Югославии с просьбой прервать на 1,5 месяца судебные заседания по его делу из-за ухудшения состояния здоровья. По словам его белградского адвоката Зденко Томановича, трое врачей из Франции, России и Сербии, обследовавших Милошевича в начале ноября, сообщили о проблемах с сердцем у экс-президента и рекомендовали подсудимому полностью отдохнуть от умственного, психического и физического напряжения. Медики считают необходимым, чтобы бывший югославский лидер прошел курс лечения. Процесс над Милошевичем, начавшийся 12 февраля 2002 года, прерывался уже 21 раз из-за плохого состояния здоровья подсудимого. На сегодняшний день экс-глава Югославии использовал две трети от предоставленного ему судом времени для защиты.