17.11.2005 03:30
Экономика

Глава МПР не пустил нефтяников в заповедники

Текст:  Татьяна Смольякова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3927)
Читать на сайте RG.RU

Российская газета | Юрий Петрович, на днях ваше министерство одобрило сетевой график строительства трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Но мы знаем, что вы были против того, чтобы труба проходила так близко от Байкала, как предусмотрено проектом. Что заставило вас изменить позицию?

Юрий Трутнев | Действительно, сначала мы заняли весьма жесткую позицию по Байкалу, когда "Транснефть" обозначила маршрут трубопровода, который проходит рядом с озером. Тогда "Транснефть" стала нам доказывать, что любой уход от береговой линии не уменьшит, а увеличит риски. Споры в кабинетах ни к чему не привели и мы снарядили экспедицию из специалистов в области экологии.

Они изучили местность и дали такой отчет: за той линией, по которой компания предлагает проложить маршрут, начинается горная местность, где большие уклоны, высока вероятность тектонических изменений. Все это кратно повышает риски разрушения трубы. Еще большую опасность представляют водные потоки, которые пересекает труба. В случае аварии разница между километром и пятью километрами весьма относительна - скорость движения потока в любом случае высокая. То есть прокладывать трубу по равнинной местности, конечно, безопаснее, чем по горной. Кроме того, наземная часть трубопровода, скажем так, огорожена от Байкала железнодорожной магистралью, которая в этом случае выполняет роль стенки-ловушки.

Поэтому мы сошлись на том, что к данному участку трубы будут предъявляться более жесткие требования. Стенки трубы здесь будут более толстыми, будут применяться другие марки стали. Там, где труба пересекает речки, будет использоваться только двойная стенка. Также на этом участке предполагается значительно большее количество датчиков, и мы заранее сможем получать информацию о состоянии трубы. Предусмотрена и система боновых заграждений. То есть сегодня проект предусматривает максимальную систему защиты на байкальском участке.

РГ | А что касается строительства нефтеналивного терминала в бухте Перевозная, ваша позиция не изменилась?

Трутнев | По Перевозной наша позиция сохранилась и мы ее будем отстаивать. Считаем, что выбор бухты Перевозная в качестве конечного маршрута трубы неудачный и бездоказательный. Если в случае с Байкалом мы не могли не прислушаться к аргументации противоположной стороны, то в этом случае аргументы не убедительны. Мы считаем, что совершенно необходим уход от заповедников, и морских, и сухопутных, уход от зоны отдыха Владивостока, которую, кстати, хотят сделать всероссийским местом отдыха. Причем терминал собираются строить в открытом море, потому что в бухте якобы не позволяют глубины. На наш взгляд, это абсолютно бессмысленная постановка вопроса.

"Транснефть" здесь пока занимает уклончивую позицию. У нас же есть все основания настаивать на своей позиции. Мы подняли лоции, посмотрели глубины, посмотрели ледовый период, преобладающие ветра, то есть провели серьезную работу, и не по одному из этих показателей "Транснефть" не может нам сегодня доказать, что Перевозная предпочтительней.

Нефть и газ Минприроды