18.11.2005 05:00
Власть

Обновленный кабинет министров обсудил проблемы здравоохранения

Правительство обсуждало проблемы здравоохранеия, а журналисты - перестановки в кабинете министров
Текст:  Елена Лашкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3929)
Читать на сайте RG.RU

Первый вице-премьер Дмитрий Медведев занял место по правую руку от председателя, потеснив, таким образом, обычно занимавшего это место Александра Жукова. Другой новый вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов лишь переместился на несколько кресел вперед, но по-прежнему остался сидеть слева от премьера.

- В нашем полку прибыло, - по-боевому представил назначенцев Михаил Фрадков и добавил: - Причем прибавка значительная.

По его словам, новые назначения свидетельствуют об укреплении правительства и направлены на повышение эффективности его работы, "на результаты, которые ждут от нас общество и президент". А известность новых заместителей Фрадков расценил как полную "гарантию того, что задачи будут выполнены своевременно и качественно".

Другим объяснением столь кардинальной перестройки кабинета, по словам премьера, является невозможность договариваться на уровне министров. Отныне эту задачу и придется решать вице-премьерам. Правда, это не означает, что вице-премьеры будут курировать какие-либо отдельные министерства и ведомства. "Заместители председателя правительства будут работать по функциональному принципу, мы выделяем наиболее серьезные проблемы", - разъяснил Фрадков. Поэтому и идеология административной реформы, уверен глава кабинета министров, не подвергается сомнению или пересмотру.

Вчерашнее заседание кабинета министров по сути стало генеральной репетицией первого заседания президиума Совета при президенте по вопросам реализации четырех национальных проектов, которое уже сегодня проведет в Доме правительства первый вице-премьер Дмитрий Медведев.

В общем, как заметил Фрадков, "Дмитрий Анатольевич включился в работу буквально с места в карьер". Пока же министры рассматривали ход реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки в России и основные направления развития отрасли на 2006-2010 годы.

Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов почти час рассказывал о том, что приоритетным направлением развития здравоохранения на ближайшие годы должно стать "развитие первичной медико-санитарной помощи", повышение уровня оплаты труда, подготовка и переподготовка врачей, укрепление материально-технической базы медучреждений, усиление профилактической направленности здравоохранения и "обеспечение населения высокотехнологичной медпомощью".

Как ожидается, с 2006 года денежные выплаты врачам общей практики, участковым терапевтам и педиатрам составят 10 тысяч рублей. Таким образом их нынешней уровень оплаты труда увеличится в 2-3 раза. Медсестры будут дополнительно получать по 5 тысяч рублей, а со второй половины 2006 года уровень оплаты врачей скорой медпомощи и среднего звена медработников увеличится в два раза. Как рассчитывают в минздравсоцразвития, "это позволит повысить уровень укомплектованности и обеспеченности врачами первичного звена здравоохранения, снизить коэффициент совместительства". По прогнозу Зурабова, "объемы оказания высокотехнологичной медпомощи" населению к 2008 году будут увеличены в 4 раза.

Но это были лишь возможные оптимистичные картины ближайшего будущего. Пока же ситуация в здравоохранении оставляет желать лучшего. Когда в детской поликлинике при вызове врача на дом не где-нибудь в сельской местности, а в Москве отказывают по причине неполной укомплектованности штата, короткого субботнего дня и низкой зарплаты, поневоле задумаешься о том, насколько стране необходима такая бесплатная медицина с подобными специалистами.

Впрочем, министр не стал скрывать, что "размеры финансирования здравоохранения из бюджетов различного уровня в целом не обеспечивают населения в полной мере бесплатными медуслугами". Если в год государство тратит на здравоохранение 420 миллиардов рублей, то еще порядка 200 миллиардов рублей население платит за медпомощь - лекарства и платные услуги. "И этот только по официальным данным", - подчеркнул Зурабов. Он также заметил, что еще 80 миллиардов рублей от населения идет на оплату услуг в сфере здравоохранения.

Но и прорывов в ближайшей перспективе Зурабов не обещает. Качественное улучшение ситуации в здравоохранении произойдет лишь в 2009-2010 годах, считает он, хотя первые результаты должны появиться уже в 2007-2008 годах.

Приоритет, по словам главного здравоохранителя, будет отдан бесплатному здравоохранению, а основным источником финансирования, по мнению министерства, должна стать система обязательного медицинского страхования (ОМС). "Речь не идет о коммерциализации здравоохранения", - настоятельно подчеркивал Зурабов. По его мнению, все же государство должно выделять достаточно средств, чтобы здравоохранение стало отвечающим потребностям страны.

Впрочем, в ближайшие годы на значительно большие суммы финансирования здравоохранение вряд ли сможет рассчитывать. "Государство не сможет выделить серьезных дополнительных ресурсов на финансирование здравоохранения", - пояснил министр финансов Алексей Кудрин. В частности, в ближайшие годы невозможно будет значительно увеличить зарплаты другим категориям медицинских работников, кроме участковых терапевтов и педиатров, зарплату которым с 2006 года планируется повысить на 10 тысяч рублей. "По другим специальностям такой рывок сделать невозможно", - разрушив воздушные замки министра Зурабова, сказал Кудрин.

Но основная проблема здравоохранения, по мнению главного финансиста, по большей части кроется в нерешенности вопросов системы обязательного медицинского страхования. "Мы не можем принять закон об ОМС 4 года, - по вице-премьерски возмущался министр, пока новые заместители молчали, - и сегодня не можем даже сделать никакого вывода по работе ОМС".

В то же время 85 процентов услуг охвачено медпомощью именно по системе ОМС, и от качества этой системы "будет зависеть, как деньги ручейками будут доходить до каждого больного". Поэтому, по его мнению, главной задачей правительства в сфере здравоохранения остается создание "реально работающего института ОМС". Проблем в работе этой системы немало. Во-первых, ее разная реализация по регионам: в одних поликлиники получают финансирование в зависимости "от количества имеющихся в них полисов, в других - от количества приходов в поликлинику или по количеству установленных диагнозов".

Чтобы найти единый подход, Кудрин призвал обсудить и принять закон об ОМС как можно быстрее, вынеся его сначала на рассмотрение заседания правительства.

Столь бурное двухчасовое обсуждение проблем здравоохранения все же не принесло очевидных решений. Основные направления развития здравоохранения и медицинской помощи в стране кабинет министров, конечно, одобрил, но премьер сделал довольно пессимистичный вывод: "Готовых решений на сегодняшний день нет, но очевидно, что ожидания высокие".

Госуправление Правительство Минздрав