Сегодня, чтобы подать, например, налоговую декларацию, надо выстоять большую очередь и не один раз посетить налоговую инспекцию. Хлопотно и неудобно. Другое дело, если у вас есть личная электронная подпись.
Тогда все можно провернуть, не выходя из дома или офиса. Но беда в том, что принятый в 2002 году Закон "Об электронной цифровой подписи" до сих пор так и не заработал в полную силу, поскольку, как выяснилось, противоречит законодательной базе РФ и международной практике. Специалисты министерства информационных технологий и связи подготовили новую редакцию закона и в среду обсудили ее на рабочем совещании с представителями заинтересованных министерств и ведомств.
По сравнению с первым вариантом, авторами которого были члены Комитета Госдумы по информационной политике, законопроект министерства четко расставляет все точки над i в правовом поле. И желающему получить в свое распоряжение личную электронную подпись достаточно обратиться в лицензионный управляющий центр. Здесь "росчерк пера" скопируют, занесут в электронную базу и выдадут сертификат, который и даст право использовать эту подпись при любых расчетах и сделках. С ее помощью можно будет даже оплачивать коммунальные платежи, минуя поход в банк.
Надо сказать, что в Чувашии свыше тысячи налогоплательщиков уже сегодня отчитываются перед налоговиками по электронной связи, а в Нижнем Новгороде оформлена сотая таможенная декларация с использованием электронной подписи. Но, к сожалению, из-за несовершенства действующего закона все эти электронные подписи хоть и законны, но не имеют юридической силы. И чем скорее будет принята новая редакция закона, объяснил корреспонденту "РГ" директор Департамента правового обеспечения мининформсвязи Михаил Якушев, тем меньше проблем возникнет у тех, кто уже "обзавелся" электронной подписью. Чтобы "легализовать" ее, необходимо создать лицензионные удостоверяющие центры, которые и должны выдавать сертификаты. Сейчас их нет, потому что в законе нечетко прописана процедура их создания. Новая редакция вносит полную ясность в эту процедуру. Надо сказать, специалисты мининформсвязи здорово "поправили" своих коллег-депутатов, которые разрабатывали "первый блин" закона об электронной подписи. Теперь в нем четко прописан контроль государства за исполнением этого закона: вместо расплывчатого "уполномоченного государственного органа" в старом варианте появился специальный уполномоченный федеральный орган с вполне определенными функциями управления системой удостоверяющих центров. И это очень важно. Поскольку удостоверяющие центры будут не только выдавать сертификаты электронных подписей, но и вести реестр выданных и аннулированных сертификатов. Центры также отвечают за безопасность, включая меры по обнаружению подделок подписи.
По новому закону любой вид электронной подписи признается равнозначным собственноручной подписи в документе. Закон устанавливает, в зависимости от степени их защищенности, простую, усиленную и квалифицированную электронные подписи.
Однако на совещании прозвучало мнение представителя одной из компаний, что даже самая "защищенная" квалифицированная электронная подпись не может дать полной гарантии от подделок в век высоких технологий. Так что над этим вопросом еще придется поработать. Кроме того, по словам Михаила Якушева, принятие законопроекта предполагает некоторые изменения в Гражданском и Арбитражном процессуальном кодексах РФ, в ряде федеральных законов. И соответствующая работа уже началась.
Кстати, из прежнего названия закона исчезло слово "цифровой" (теперь это звучит так - Закон "Об электронной подписи"). Что весьма принципиально, поскольку дает возможность уйти от привязки к конкретной технологии изготовления подписи. По мнению разработчиков, новый закон обеспечит активное развитие рынка информационных технологий в России, создаст условия для развития электронной торговли. А для простых граждан закон облегчит осуществление любых видов электронных сделок и расчетов: от перевода денег через банк до приобретения авиабилетов и бытовых покупок через интернет-магазины.