Начался он горьким признанием заместителя председателя комитета Сергея Афендулова, который лишь констатировал известное: "Заработная плата медицинских работников - национальный позор. Такой зарплаты нигде в мире нет. 100 долларов в месяц - ужас для хирурга".
Между тем не везде есть даже эти сто долларов. В Алтайском крае, например, немало судебных исков к неплательщикам за коммунальные услуги. Среди задолжников - медики, которым при их зарплате в 2600 рублей оплата ЖКХ не по карману. Льготы-то на оплату, которые были до 122-го закона, отменили!
В сельских районах Ставрополья медицинский работник платит за коммунальные услуги от 1200 до 1500 рублей. А зарплата его - 2000 рублей. По штатному расписанию тут должно быть 12 тысяч врачей, но работает не более 8,5 тысячи. В основном это люди предпенсионного или пенсионного возраста. Ставропольский мединститут каждый год выпускает 300-350 врачей. Вот только мало кто из выпускников остается на работе в крае, особенно в сельской медицине. Потому будущее ее не светло и не прекрасно. А точнее, будущее сельских жителей, смертность среди которых и так выше крыше. Особенно детская и материнская.
Председатель постоянного комитета Парламентской ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школе, заслуженный врач РФ Мария Григорьевна Оглуздина - хирург из Вологодской области - рассказала, как закрываются сельские больницы, как, например, Двиницкую участковую реорганизовали в больницу сестринского ухода. В результате пожилые и старые пациенты утратили возможность получения медицинской помощи. У Марии Григорьевны старший сын - врач-анестезиолог и жена его - врач. Работают за гроши. Пока работают. Дочь - педиатр. Тоже пока в медицине, а вот муж дочери - врач - из медицины ушел в торговый бизнес: иначе не на что содержать семью.
Можно завидовать Санкт-Петербургу, где нашли средства для доплат медикам. Тут ни один работник здравоохранения не получает зарплату ниже прожиточного минимума. Тут удалось повысить зарплату в зависимости от стажа, звания, качества работы. Но это исключение, не правило. А правило то, что врачи, медсестры, санитарки, чтобы хоть как-то свести концы с концами, вынуждены трудиться на полторы-две ставки, брать дополнительные дежурства. Нередко рабочий день нашего с вами целителя длится 36 часов! Можно в такой ситуации ждать качества оказания помощи?
Но какие-то положительные подвижки все же есть. Впервые за последние двадцать лет вливания в здравоохранение увеличиваются на 70 процентов. Вот и заместитель директора департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития России Игорь Ильин докладывал на "круглом столе" о том, как врачам первичного звена прибавят по десять тысяч рублей, а медсестрам - по пять тысяч тех же рублей в месяц. Как за три года зарплата вырастет в полтора раза, как в 2007 году появится новая система оплаты труда...
Однако радужная картина никак не вырисовывалась. Выступающие говорили о том, что внедрения новой системы не все дождутся, так как растет социальная напряженность в службе здоровья. И не только потому, что в XX век врачи вошли достойными, а в XXI - униженными и оскорбленными. А еще и потому, что сейчас одним повышают зарплату, другим - нет. Как может квалифицированный хирург, стоящий у операционного стола, получать меньше врача участкового? Мы не говорим, что участковому врачу прибавлять зарплату не следует. Следует. Обязательно. Но ни в коем случае не в ущерб "узким" специалистам! Сейчас зарплата участкового врача нередко на 23 процента больше, чем у "узкого" специалиста. Не исключено, что в 2006 году она будет выше в четыре раза. Это никак не ведет к оздоровлению психологического климата в медицинских учреждениях.
Вот сейчас появились попытки вернуть нашему здравоохранению профилактическое направление, диспансеризацию. Но кто станет ее проводить? Участковый терапевт? Он, конечно, тоже. Но без участия бригады "узких" специалистов всерьез о диспансеризации говорить не приходится. А специалисты уходят не только из поликлиник, но даже из стационаров. "Узкий" запросто может пройти трех-четырехмесячную специализацию, затем прийти работать участковым врачом и получать эти самые обещанные десять тысяч.
Врач, медсестра, то и дело говорилось на "круглом столе", не должны думать о зарплате, они должны о больном заботиться! Кто бы спорил! Но пока такого нет. Участники обсуждения пришли на заседание, вооружившись расчетами и подсчетами. Они справедливо сетовали на то, что медицинских работников загнали в угол, что их вынуждают брать деньги с пациентов в свой карман, что намеченное повышение зарплаты нельзя растягивать на годы, что и само повышение может "съесть" инфляция, что никакой социальной защиты медицинских работников пока нет, что сами они по многим заболеваниям опережают другие группы населения. А в заложниках этой ситуации оказываемся мы с вами - пациенты.