Всю неделю в столице были открыты выставки лучших фотографий Плисецкой, в кинотеатрах шла ретроспектива фильмов с ее участием, а в ее родном Большом театре гремел помпезный танцевальный фестиваль.
Ради постановки знаменитой "Кармен" Бизе-Щедрина из Кубы прибыл первый хореограф Плисецкой - 88-летний Альберто Алонсо. Последний же ее партнер Алексей Ратманский поставил "Игру в карты" на музыку Игоря Стравинского.
"Плисецкая - это Кармен. Кармен - это Плисецкая". Однако немногие теперь догадываются, что главный балет Плисецкой родился волей случая. "Так карта легла, - вспоминала Майя Михайловна, открывая нынешний балетный фестиваль в Москве. - Хотя об этой роли я мечтала всю жизнь". В далеком 1966 году она и предположить не могла, что найдет хореографа своей мечты среди зимы в "Лужниках" на вечере кубинского балета. После первых же тактов зажигательного фламенко Плисецкая с трудом могла удержаться в кресле и в антракте буквально ворвалась за кулисы. Все, что она могла произнести, завидев хореографа: "Вы поставите для меня "Кармен"?" "Я об этом мечтаю", - расплывшись в улыбке, ответил Альберто Алонсо. Постановка оказалась вызывающе новаторской, а главная героиня - чертовски сексуальной, но запретить спектакль балетмейстера с Острова свободы никто не решался - это значило поссориться с Фиделем Кастро. "Вы предательница балета, - бросила в лицо Плисецкой министр культуры Фурцева. - Ваша Кармен умрет!" "Кармен будет жить, пока жива я", - гордо ответила тогда Плисецкая.
Почти 40 лет спустя судьба выложила новый пасьянс. Директором балета Большого театра стал ее последний партнер по сцене Алексей Ратманский. И в день возобновления "Кармен" на главной сцене страны 18 ноября 2005 года Майя Плисецкая произнесла: "Я умру. Кармен останется".
Отважившись вернуть балет в Большой, Ратманский понимал, на какой риск он идет. Труппе ГАБТа предстояло вступить в состязание с легендой. У всех еще не стерлась из памяти недавняя попытка Анастасии Волочковой исполнить "Кармен" Плисецкой. Говорят, для своего выступления Волочкова даже купила декорации спектакля. Попытка оказалась последним гвоздем в карьере скандальной балерины в Большом театре. На этот раз бросить вызов легенде предстояло молодой приме Светлане Захаровой.
Ее танец был безупречен. Красота фигуры, изящество движений, феноменальная, отточенная до мельчайших деталей техника танца не могли не поражать. Но история Кармен в ее пересказе казалась сказкой Андерсена про балерину и оловянного солдатика. Если героиня Плисецкой в кадрах кинохроник выглядит неистовой дикой тигрицей, то Захарова сегодня кажется очень дорогой роскошной породистой домашней кошкой. В ее попытках обольстить Хозе и Тореадора не было рокового вызова миру и судьбе. Казалось, для нее любовь - лишь игра.
"Игра в карты", показанная в тот же вечер, точно извинялась за дерзновение Большого посягнуть на историю. Кто, как не Алексей, знает, что вдали от суеты в своей мюнхенской квартире Майя Михайловна, размышляя о прожитом и пережитом, любит раскладывать карточные пасьянсы. Пятнадцать артистов были облачены в желто-фиолетовые костюмы в духе последних разработок японских кутюрье. Наверное, это должно было напомнить Плисецкой Японию, где вместе с Ратманским в 90-х она танцевала в "Послеполуденном отдыхе фавна", или театр Кабуки, где позднее выступала как актриса. Грустно наблюдая в минувшую пятницу из Царской ложи за хитросплетениями "карточных" дуэтов, трио и ансамблей, великая балерина наверняка вспоминала и другие пасьянсы, которые перед нею раскладывала судьба. Возможно, она думала о Бежаре и Нурееве, о Барышникове и Годунове, Ростроповиче и Кардене. Возможно, о своих заклятых врагах, которые по воле судьбы оказались повержены. Возможно - о супруге, композиторе Родионе Щедрине, для которого она стала щедрой музой. А возможно - о новом поколении балерин Большого театра, которых в дни юбилея назвала своими наследниками.