"Такие проекты не могут реализовываться одним правительством. Необходимо обеспечить взаимодействие с регионами, муниципалитетами. Если бы эту работу осуществляло одно правительство, оно было бы оторвано от всех, и это ни к чему бы не привело", - накануне заседания комиссии под председательством премьер-министра Михаила Фрадкова разъяснял начальник экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович.
Впрочем, идея создания расширенного правительства, которое должно состоять не только из министров, глав служб и агентств, но и руководителей регионов, принадлежащая лично Михаилу Фрадкову, впервые была озвучена публично еще два месяца назад. Таким образом, премьер надеялся обеспечить конкурентоспособность российской экономики, повысить темпы ее роста и выполнить президентские задачи. Да и так, видимо, легче было бы разделить всю полноту ответственности на всех: от глав субъектов до федеральных министров.
- Если правительство не справится с решением задачи по улучшению взаимодействия центра и регионов, это приведет к крайне негативным результатам, - явно вспомнив опыт прошедших лет, предупреждал министров Фрадков. - В противном случае желание объединить ресурсы будет дискредитировано.
Чтобы этого не произошло, возглавлять комиссию премьер решил лично, ведь, как предупредил президент, с него никто не снимал ответственности за реализацию национальной стратегии. В помощники же в качестве заместителя председателя комиссии премьер взял вчера Дмитрия Медведева, - в обязанности которого и входит курирование проектов.
На самом деле, как выяснилось на заседании президиума Совета по реализации национальных проектов, которое Медведев провел в конце прошлой недели, есть немало проблем. В частности, беспокойство у руководителей регионов вызывал вопрос оплаты труда. "Решения в рамках подготовки бюджета-2006 несколько прояснили картину, но остаются подводные камни, которые нужно предвидеть и обойти", - осторожно заметил премьер.
Беспокоят Фрадкова и неподготовленные документы, необходимые для реализации Жилищного и Градостроительного кодексов, которые должны быть направлены на формирование рынка доступного жилья. И от министра регионального развития Владимира Яковлева Фрадков хотел услышать ответ на главный вопрос: "Что ему мешает это сделать?".
- Не вооружив регионы нормативной базой, мы не сможем гарантировать выполнение в установленные сроки запланированных решений, в том числе и по доступному жилью, - предупредил министра премьер.
В части же выполнения национального проекта по образованию правительству предстоит решить еще одну проблему. В частности, дать определение понятия "полнокомплектный класс". Ведь доплата за классное руководство каждому учителю, которая составит 1 тысячу рублей в месяц, президент поставил в зависимость от наполняемости. Но комплектность классов во всех регионах страны разная. Кроме того, постоянно, примерно на 1 миллион человек в год, снижается и общая численность учащихся.
Между тем
Накануне в Совете Федерации прошло совещание, на котором обсуждалось совершенствование законодательства в сфере разграничения полномочий между федеральным центром, регионами и муниципальными властями. Сенаторы предлагают наделить власти субъектов Федерации правом проводить за счет региональных бюджетов "дополнительные меры социальной адресной поддержки отдельных категорий граждан". Таким образом, руководители тех регионов, у которых в казне найдутся деньги, смогут самостоятельно заниматься повышением пенсий, детских пособий, выплат инвалидам и т.д. Это предложение было подвергнуто критике со стороны некоторых сенаторов, считающих, что разрыв в уровне жизни между бедными и богатыми регионами в результате внесения подобных изменений в законодательство еще больше усилится. Тем не менее большинство парламентариев одобрили это предложение. Соответствующие поправки в законодательство будут рассмотрены и, скорее всего, одобрены на одном из ближайших заседаний Совета Федерации не позднее середины декабря текущего года.