С тем, что оно носит массовый характер, согласились все. А вот его оценки специалистами и представителями разных ведомств несколько различались. Например, начальник Ярославского территориального отделения федеральной службы по финансовым рынкам Александр Гончаров считает, что процесс поглощения естественный и с точки зрения стратегии экономики вполне оправданный - сильному, динамичному бизнесу нужно развиваться, выходить на новые рынки.
- В Ярославскую область в последнее время пришли несколько крупных сетевых компаний, - говорит Гончаров. - Естественно, им проще договориться о приобретении уже существующих магазинов, чем строить и открывать новые. Тем более что емкость покупательского спроса ограниченна, кроме того, можно просто упустить время, необходимое для того, чтобы занять место на рынке.
Захваты и поглощения - это очень доходный бизнес, на котором можно хорошо заработать, а раз бизнес "высокопроцентный", то он будет развиваться.
По мнению Гончарова, в основе многих конфликтных ситуаций такого рода лежит низкая просвещенность акционеров и руководителей предприятий в вопросах акционерного управления, незнание законодательства по рынку ценных бумаг. Активность рейдеров, по его словам, подстегивается и несоответствием уставного капитала части акционерных обществ стоимости их рыночных активов.
- По Ярославской области я могу привести десятки примеров, когда уставный капитал предприятия составляет десятки тысяч рублей, а активы по рыночной оценке - десятки миллионов долларов, - продолжает чиновник. - Естественно, здесь уже есть почва для конфликтов. Если рыночная цена предприятия, всех его акций, которые имеются на рынке, находится в пределах стоимости его активов, то, поверьте, ни у какого рейдера не возникнет экономического искушения заниматься захватом. Мы по крайней мере в ЦФО не знаем ни одного такого случая.
Совершенно иное мнение относительно этой тенденции у менеджмента тех предприятий, которые испытали ее на себе. Иначе как хищническим переделом собственности они ее не называют. При этом обращают внимание на то, что используются не только лазейки в законодательстве, а также прямой подлог документов, грубый нажим, административные, а то и криминальные рычаги.
Что же предпринимается, чтобы свести к минимуму недружественные поглощения?
Как считает директор департамента корпоративного управления минэкономразвития Анна Попова, правительство всерьез озабочено этой проблемой. В начале декабря оно намечает провести специальное заседание, посвященное эффективной защите собственности. И в частности, рассмотреть большой комплексный законопроект, который призван улучшить систему разрешения корпоративных конфликтов и поставить заслон недружественным поглощениям.
Документом предполагается установить специальный статус споров под названием "корпоративные споры" и выделить их в специальный состав, так же как выделены ныне споры в отношении процедур банкротства. Корпоративные споры будут рассматриваться только арбитражными судами специальной подсудности по месту регистрации компании. Будет оговорена обязанность менеджмента, совета директоров компаний извещать акционеров о возникновении тех или иных корпоративных споров, наличии обеспечительных мер. Предполагается установить судебный контроль за ведением внеочередных собраний акционеров по инициативе миноритарных акционеров. Согласно законопроекту, если совет директоров отказывается по каким-то причинам его назначать или пробуксовывает ход общего акционерного собрания, оно может быть назначено по решению суда. Намечено также отработать систему мер, связанную с ответственностью реестродержателя.
Как сообщили на совещании представители федеральной службы по фондовым рынкам, сейчас идет работа по созданию центрального депозитария, который будет хранить резервные копии реестров эмитентов. Это тоже поможет минимизировать вероятность корпоративных конфликтов и исключит практику, когда заинтересованной стороной изымаются реестры, переписывается информация, а затем реестр отдается дружественному реестродержателю.