Адвокаты Щербинского предложили судье снять обвинение с подзащитного. Однако обвинение, видимо, останется в силе.
С Олегом Щербинским, который за последнее время вошел в сотню наиболее часто упоминаемых в российской прессе людей, корреспондент "РГ" встретился накануне судебного заседания. Олег с болью вспоминает, какой простой и понятной была его жизнь до 7 августа, когда произошла авария. "Зачем я поехал в тот злополучный день?" - постоянно корит он себя. Его успокаивают: "Судьба..."
Многие на Алтае говорят, что Олега Щербинского "назначили" виновным в гибели Михаила Евдокимова. Сцепщик вагонов железнодорожной станции Чемровка по делу о гибели Михаила Евдокимова до 16 сентября проходил в качестве свидетеля. И вдруг прокуратура предъявила ему обвинение по статье 264 Уголовного кодекса - Нарушение правил дорожного движения, повлекшее гибель двух и более лиц. Состав преступления нашли, увязав скоростной режим "свыше 65 км/ч" с данными Автодора и мигалками. Десять томов дела из более ста страниц о пусть и не совсем заурядном ДТП. В них описано почти каждое мгновение, картина 7 августа воспроизведена с почти филигранной точностью.
Однако, по мнению адвокатов Щербинского, вся эта мозаика рассыпается, как только пытаются сделать водителя роковой "тойоты", вставшей на пути губернаторского "мерседеса", виновным. Ну невозможно ему инкриминировать ничего, кроме нарушения пункта 8.1 ПДД: "...маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения". А значит, получается, Олег виноват лишь в том, что остался жив, что он и его семья не погибли в той страшной августовской катастрофе... Так считают не только адвокаты и сам Олег Федорович.
Узнав о том, что он в городе, на встречу приехали представители профсоюза железнодорожников Андрей Маевич - сегодня Олегу Щербинскому выделили материальную помощь, и Виктор Клепиков, который в свое время поднял автомобилистов на защиту Олега Щербинского и стал инициатором сбора средств в его поддержку. "Нам уже удалось собрать более 40 тысяч рублей. Но счет не закрыт и переводы продолжают поступать, - говорит Виктор Клепиков. - Если не удастся добиться справедливости в районном суде, мы продолжим акцию. Деньги понадобятся для оплаты услуг адвокатов при обжаловании вердикта в других инстанциях".
Они не согласны с тем, что процесс, в котором будет разбираться обыкновенное ДТП, тем не менее проходит в закрытом режиме. Почему? Об этом попросили представители со стороны потерпевших, так как, по их мнению, "в ходе судебных слушаний будут затрагиваться моменты, касающиеся личной жизни погибших". Судья поспешила удовлетворить ходатайство... Неудивительно - громкое дело, 43 свидетеля, прокурор Алтайского края лично курирует его в районном суде. Словом, выбирать не приходится. Хотя согласно статье 241 УПК РФ формальных оснований по большому счету нет. Государственной тайны нет. Несовершеннолетних вроде тоже. Как и речи о посягательствах на половую неприкосновенность. Обеспечивать чью-то безопасность также не требуется... И все же закрытое.
Железнодорожники того депо, где работает Олег Щербинский, поддерживают его как могут, собирают деньги для защиты. "Мне сегодня в ночную смену надо было выходить, а завтра суд... Ребята сказали, чтобы не выходил и не волновался. Пожелали удачи", - вздыхает Олег. Похоже, он уже не верит в нее: "Этот год так хорошо начинался, и вдруг такое. Мир перевернулся... Но больше всего мне жалко дочку. Настя стала бояться темноты, боится оставаться одна, боится засыпать. Она в свои одиннадцать лет видела такой ужас - кровь, крики, слезы, трагедию. 10 ноября, когда было назначено предварительное слушание, ей исполнилось двенадцать... Но думаю, она стала старше на несколько лет".
22 ноября Настя также была приглашена на суд в качестве свидетеля. Девочка вместе с другими свидетелями сидела в коридоре Зонального суда и ждала своей очереди. Подходить к свидетелям было нельзя - от журналистов их охранял судебный пристав. Тем не менее в перерыве адвокаты Олега Щербинского Сергей Шмаков и Андрей Карпов коротко прокомментировали свою позицию. "Если бы мы не были уверены в правоте дела, мы не взялись бы защищать Олега Щербинского", - сказал Андрей Карпов.
Кстати, 22 ноября интересы Олега Щербинского в суде представляли уже три адвоката: барнаульский адвокат Сергей Шмаков, его коллега из Москвы Андрей Карпов и в последний момент к ним присоединился старший правовой инспектор от профсоюзного комитета железнодорожников Александр Главин.
По словам адвокатов, следствие при подготовке обвинительного заключения допустило промашку: "Следствие вменяет Щербинскому, что он не пропустил спецмашину, но в то же время в обвинительном заключении при перечислении пунктов ПДД нет указания на пункт 3.2., то есть как раз про автомобили, оснащенные спецсигналами, - говорит Андрей Карпов. - А значит, согласно УПК нет оснований для обвинения, и мы просили судью прекратить уголовное дело, а прокуратуру - отозвать обвинение и сохранить таким образом честь мундира и достойно выйти из ситуации".
Пока ни о каких кардинальных изменениях в процессе не известно. Как рассказали адвокаты, заслушанные свидетели подтвердили наличие проблескового маячка на машине, но при этом все заявили о том, что звукового сигнала не было. Кроме того, сами они заверили, что готовы привлечь дополнительных свидетелей со стороны защиты. Скажется ли это на результатах дела, покажет время. Пока Олег Щербинский и его семья боятся загадывать.