23.11.2005 00:00
Общество

Радио "Орфей" не стало "радио для гурманов"

Читатели о переменах в радиоэфире
Текст:  Петр Ненароков
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3932)
Читать на сайте RG.RU

Эту реальность описывают в своем письме читатели Лобанов А.С. и Острова Е.И.: "Музыка теперь подается блоками, которые представляют собой смесь небольших отрывков из музыкальных произведений разных эпох, стилей и жанров. Все это перемежается слоганами вроде "Орфей" - радио для гурманов". Программы блоков ведут молодые сотрудники, и они это делают балаганно. В сознание слушателей внедряется представление, что классическая музыка - это нечто несерьезное, легковесное и необязательное".

А вот что пишет по этому поводу читательница Маргарита Гарина.

"Я - ландшафтный архитектор, и у меня нет музыкального образования, так получилось. Однако музыка мне нужна, она помогает мне жить. Конечно, я посещаю Консерваторию, у меня есть что послушать и дома. Но человеку свойственно ценить общение. Программы "Орфея" - это коллективный туризм слушателей в область духа. Авторы и ведущие радиостанции открывали нам тропинки в мир музыки, как в чистый заповедник, где нет шашлычных и дискотек. Ценность и уникальность радиостанции определял непоколебимый академический подход - планка, диктующая качество передаваемого материала. Нам обязательно сообщали имена автора, исполнителей, времени, когда музыка была написана, места, где ее записали. Даже тембр и темп речи дикторов определяли фирменный стиль "Орфея" - стиль общения, принятый в обществе, для которого он вещает.

Все это я хотела бы говорить в настоящем времени. Потому что надеюсь, что "новая волна", захлестнувшая эфир "Орфея", скоро откатит, поскольку ее признак - отсутствие лица. Программы, которые она, "новая волна", производит, демонстрируют недостаток знаний, культуры общения, воображения и опыта.

Имеется множество радиостанций, стиль которых - нарочитая простоватость. Вероятно, реклама пива и дискотек того требует, чтобы любителям было проще понять, что говорят и поют. Таким радиокомпаниям не нужно долго искать, кого посадить за микрофон. Да и не мне их судить - я их не слушаю. Но "Орфей" - моя радиостанция, и при наличии профессионалов я не вижу смысла общаться с подмастерьями.

Я уверена, что в сложившейся ситуации мы, ее слушатели, снова должны проявить себя как общество, если хотим говорить и думать об "Орфее" с прежними, теплыми чувствами. Аудитория "Орфея" объединяет людей, которые мыслят и создают, - это учителя, работники театров, музеев и библиотек, представители самых разных профессий и возрастов - люди, которым открыт мир настоящей музыки. Для них необходимо реальное общение как с произведениями Вивальди, Баха, Моцарта и Бетховена, так и с исполнителями, кому хоть отчасти открыт смысл творчества великих композиторов. И многим в России "Орфей" предоставляет в этом смысле единственный шанс. Об этом нужно напомнить, чтобы отстоять "Орфей" как уникальный творческий коллектив с традициями, присущими нашей национальной культуре, отстоять интересы тех, кто не может приобрести СD-плеер или новый проигрыватель для старой коллекции виниловых дисков.

Обращаясь к чиновникам, которые ответственны за нынешний уровень вещания "Орфея", я бы высказалась так: "Вы разрушаете то, что не сумеете построить заново, обеспечив прежнее качество. Личности, создающие национальную культуру, - это штучный товар, а любимый народом творческий коллектив - это национальное достояние. Нам не нужна "Пионерская зорька" вместо "Орфея". Включайте мозги, шевелитесь, чтобы исправить свои ошибки, иначе ваши зарплаты и поездки достанутся другим. Мы не отступим.

"Броня крепка и танки наши быстры!".

...Судя по ядовитым репликам, которые присылают слушатели на сайт радио "Орфей", мнение об эфирных новациях достаточно единодушно. "Радио для гурманов" пока выглядит как радио недоучек, вещающее для малограмотных.

СМИ и соцсети Музыка