Согласно этому законопроекту максимальный размер штрафа для руководителей предприятий, которых привлекли к уголовной ответственности за невыплату зарплаты, должен быть увеличен в 1,5 раза - с 80 тысяч рублей до 120 тысяч. Если же безденежье рабочих повлекло за собой тяжкие последствия, например серьезную болезнь (как тут не вспомнить о случаях, когда работники "выбивали" свои кровные через голодовку), то руководителю как минимум придется расстаться уже со 120-350 тысячами рублей. Раньше речь шла о штрафе 100-300 тысяч.
Напомним, что статья 1451 УК РФ, принятая в послекризисном 1999 году, уже менялась в сторону ужесточения два года назад. Но на этот раз сроки тюремного заключения, которые судья может назначить работодателю-неплательщику вместо штрафа, авторы законопроекта предлагают оставить на прежнем уровне. Если работодатель уже штрафовался, но по-прежнему не выплачивает деньги работникам, он рискует возможностью оказаться в тюремном заключении на срок до двух лет. При наличии тяжких последствий предусмотрен срок пребывания за решеткой от трех до семи лет.
Кроме того, осужденному, как и раньше, могут запретить занимать руководящие должности на срок до трех - пяти лет. Причем при невыплате зарплаты, повлекшей за собой тяжкие последствия, лишение права занимать руководящие должности по-прежнему может назначаться в дополнение к тюремному заключению или к штрафу, а если таких последствий не было - тогда лишение этого права может быть единственным наказанием.
Также в законопроекте предложено внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Если этот закон примут, минимальная ставка административного штрафа за невыплату зарплаты, которая сейчас составляет 5 МРОТ (то есть 500 рублей), будет увеличена до 10 МРОТ (1000 рублей). А максимальная ставка этого штрафа останется прежней - 50 МРОТ (5000 рублей).
Повышением штрафов работодатели недовольны. На прошедшем вчера обсуждении законопроекта трехсторонней комиссией по регулированию трудовых отношений (РТК) представители бизнеса утверждали, что размеры штрафов за невыплату зарплат "несоразмерны" с уровнем оплаты труда руководителя, поскольку они затрагивают организации всех форм собственности, среди которых попадаются не только предприятия, работающие ради прибыли, но и медицинские и образовательные учреждения.
Еще во время подготовки поправок, бизнесмены изо всех сил сопротивлялись предложению убрать из Уголовного кодекса формулировку о том, что уголовную ответственность влечет за собой только та невыплата зарплаты, которая была совершена из корыстных побуждений. С точки зрения работодателей, закон должен обязательно учитывать, как сам руководитель предприятия относился к своему проступку: изо всех сил старался найти деньги, чтобы расплатиться с рабочими, или покупал на украденные у коллектива деньги "мерседесы". В то же время и профсоюзы, и многие независимые правоведы настаивают, что именно слова о "корыстной или иной личной заинтересованности" руководителя и необходимости эту "заинтересованность" доказывать превращают статью Уголовного кодекса о невыплате зарплаты в одну из наиболее редко применяемых.
Дело в том, что обычно бывает очень тяжело доказать, что не расплатившийся с работниками руководитель имел какие-либо нехорошие намерения. И вот результат - с тех пор, как в 1999 году была установлена уголовная ответственность за невыплату зарплаты, подобные дела нечасто доходят до суда. Если же и доходят, то работодатель, как правило, отделывается штрафом или условным сроком. Реально в заключении побывали буквально два-три руководителя.
Тем не менее в итоге этот спорный пункт в законе решено пока не менять. Впрочем, как было отмечено на вчерашнем заседании РТК, само наличие в Уголовном кодексе статьи о невыплате заработной платы оказывает на работодателей профилактическое действие. Уже сама угроза оказаться за решеткой действует на многих директоров отрезвляюще.