28.11.2005 03:00
Экономика

В Москве - острая нехватка предприятий бытового обслуживания

Почему прачечные, химчистки, ателье по ремонту одежды продолжают исчезать со столичных улиц?
Текст:  Мария Ермакова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3936)
Читать на сайте RG.RU

 

Многие москвичи знают это по собственному горькому опыту. Не даром каждый второй житель столицы в ходе социологических опросов общественного мнения заявляет, что в городе остро не хватает самых элементарных пунктов бытового обслуживания: мастерских по металлоремонту, ателье пошива и починки одежды, обуви, прачечных - химчисток и так далее. Рынок рынком, но как не странно, высокий спрос на эти услуги не встречает широкого выбора предложений. Дефицит сервисного обслуживания подтверждают и цифры: более, чем 11 миллионов жителей Москвы обслуживают всего-навсего 7 тысяч предприятий бытового обслуживания при потребности в полтора раза выше. Взять самые элементарные пункты по ремонту обуви. Их всего 500 на весь город, а надо, как минимум, утверждают эксперты, 700. Мастерских, где чинят бытовую технику и того меньше - 400 при потребности вдвое большей. Данные департамента потребительского рынка подтверждают эту статистику.

Хуже всего то, что даже имеющиеся -порой примитивные, но все равно крайне нужные горожанам, не желающим окружать себя одноразовыми вещами, продолжают исчезать буквально на глазах.

Как выяснил корреспондент "РГ", закрываются даже хорошо известные "старожилы" - столичные дома быта, где раньше можно было привести в порядок все. И починить очки, и зонтик, и сумку, и туфли, и даже золотые сережки. А заодно здесь же сфотографироваться. Одним из последних пал дом быта на Пятницкой, что в пяти минутах от метро "Новокузнецкая". Больше десяти лет он решал многие мелкие и крупные проблемы москвичей. Здесь подкупало многое. Во-первых, удобное соотношение цены-качества (оправу для очков чинили всего за полсотни рублей, а зонтик - за 60-70). Во-вторых, постоянный состав мастеров вселял доверие к ним - все сделают на совесть. Но собственник здания решил открыть в здании магазин и попросил мастеров-арендаторов на выход с вещами.

Ушли они, впрочем, недалеко - в новый торговый центр по соседству. Правда, вместо двух прежних этажей теперь занимают крохотный закуток на шесть мастеров разного профиля. На большее помещение не хватило средств. Смена места сразу же повлияла на цены - они мгновенно повысились на треть, а время выполнения заказа, напротив, стало больше.

Впрочем, выбирать москвичам не из чего. Поэтому они, как правило, не капризничают, пользуются теми предприятиями, что есть. Но почему же все-таки их так мало в огромном городе? Где обещанная конкуренция? Вспомним, ведь именно с распродажи бытовки началась в начале девяностых приватизация в столице.

- Невыгодно, - считает Валерий Славин, мастер по ремонту обуви с двадцатилетним стажем. - И дело даже не в том, что сложно найти разную фурнитуру для ремонта, - продолжает он. - А в том, что арендные ставки на помещения растут быстрее, чем прибыль. Это же мелкий филигранный бизнес - один заказ в среднем дает 150 рублей.

При этом, утверждают мастера, каждый ремонт требует индивидуального подхода. Поэтому мало у кого из них надолго хватает терпения работать в этой сфере. Ведь к тому же многое приходится делать буквально своими руками: на модернизацию техники денег у большинства тоже нет. Можно, конечно, взять кредит, но любая бытовая фирма окупается лишь через пять-семь лет - как гостиница, в то время как деньги банку надо отдавать через три года. Вот и не спешат специалисты бытовки вкладываться в свою отрасль. От того, наверное, и укомплектована она кадрами всего лишь на процентов 40. А что дальше ожидает город?

- Надеемся, что года через три число предприятий бытового обслуживания вырастет на 30-40 процентов, - успокаивает Лариса Коржнева, заместитель руководителя департамента потребительского рынка и услуг. - Правительство Москвы разработало сейчас стратегию действий, которая поможет уменьшить дефицит пунктов обслуживания меры в этой сфере.

Во-первых, пояснили корреспонденту "РГ" в департаменте потребительского рынка, малые предприятия, работающие в сфере бытового обслуживания, смогут, наконец-то, получать долгосрочные кредиты не на год-два, а на пять-шесть лет. Причем поручителем их берется выступать город. Благодаря этому арендная плата перестанет пугать мастеров своими размерами. Более того, утверждает Коржнева, если мастерские будут оказывать услуги социально незащищенным москвичам, ветеранам, инвалидам, малоимущим, то столица сократит для них вдвое плату за коммунальные платежи, если, конечно, размещаются они в помещении, арендуемом у города.

Жителей Москвы обслуживают 7 тысяч предприятий бытового обслуживания при потребности в полтора раза выше

Что же касается сервисных центров по ремонту бытовой техники, то их с будущего года планируют размещать при торговых центрах, где продается эта самая техника, а в районах массовой застройки организовывать только приемные пункты заказов на ремонт. Все это, возможно, существенно поправит положение дел в столице с бытовкой с точки зрения количества предприятий. А вот можно ли повысить еще и качество предоставляемых услуг, при том, что лицензирование этой деятельности отменено?

- Конкуренция поможет, - считает Лариса Коржнева. - Чем больше будет таких фирм, тем выше станет и уровень исполнения заказов. Это - закон рынка.

Но по тому же закону рынка москвичи должны хотя бы знать, где находится бытовое предприятие: ведь если дома быта, где было все и сразу, были хорошо известны, то разрозненные пункты обслуживания, которые запрятаны по закоулкам, порою отыскать весьма сложно.

Кстати

До конца этого года в каждом районе города департамент потребительских услуг обещает открыть не менее двух новых городских предприятий бытового обслуживания по каждому дефицитному виду услуг: ремонту обуви, сервису бытовой техники и другие, где цены, как в пошаговых магазинах, не должны превышать среднегородских. Об адресах, по которым они разместятся, "РГ" сообщит дополнительно.

Товары и цены ЦФО