28.11.2005 00:30
Общество

Культурный эфир как образ жизни

Продолжаем разговор о том, что мы читаем и слушаем
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3936)
Читать на сайте RG.RU

Это радио появилось в московском эфире год назад, его распространение по стране только начинается, но там тоже назревают перемены. Наш собеседник - главный редактор радиостанции Анатолий Голубовский.

Российская газета: Считается, что ваше радио - клуб интеллигенции в эфире.

Анатолий Голубовский: Радио "Культура" не может быть чем-то одним - клубом интеллигенции, молодежным клубом или, скажем, афишей. Радио - одно из самых демократичных СМИ. Если ТВ смотрят дома, то радио - это и дом, и машина, и работа. Да, клубом интеллигенции мы уже стали. Сейчас делаем все, чтобы стать средством массовой информации.

РГ: Но ведь и зал консерватории - не информационно-развлекательный центр. Каким вы видите свое радио в идеале?

АГ: Оно должно соответствовать времени. Мне, например, интересно разговорное радио, но таких станций сегодня несравнимо меньше, чем музыкальных. И хотя их аудитория сравнительно узка, конкурентная борьба за нее идет даже более ожесточенная, чем в сегменте музыкальном. Поэтому нашей радиостанции нужно выглядеть уникальной и незаменимой. И по содержанию, и по способу подачи информации. Доля разговорных жанров у нас не снижается, но качественно меняется. Мы уменьшаем хронометраж передач, делаем их более динамичными. Ведь часто у людей есть возможность слушать радио минут 10-15: сели в машину, поехали, вышли.

РГ: "Радиотеатр" скорее относится к художественному вещанию.

Голубовский: В том и задача - большинство разговорных передач сделать художественными. По драматургии, интриге, ритму, энергетике. Именно по этому пути мы пошли, заменив 23-минутные художественные, театральные, кино-, литературные и музыкальные обозрения новым форматом. Это ежедневная программа прямого эфира "Сильное впечатление", которая выполняет функции обозрения, но строится по принципу небольшого спектакля, который разыгрывают перед слушателями критики. Есть и гость студии, интерактив, розыгрыши призов. Нам нужно захватить сегмент более молодой аудитории, чем та, которая слушает нас или даже "Эхо Москвы". А для этого нужны яркость, динамика. Существует инерция: мол, культура - это наглухо застегнутый воротничок и поставленные голоса дикторов. Мы пытаемся ее сломать - в частности, сделали новое оформление.

РГ: От радио "Культура" ждали, в частности, возрождения радиотеатра. Есть замечательные архивы - вы будете их использовать?

Голубовский: Материалы ГТРФ будут организованы в "линейки" выходных дней: актерский цикл "Корифеи", серия "Выдающиеся режиссеры". Но мы придумали и нечто новое - проекты "МХТ-FM" и "FM-"Современник" - это радиоверсии спектаклей двух популярных московских театров. Кроме того, нас привлекает жанр радиосериалов с участием театральных звезд. Это не вполне спектакли, но уже и не художественное чтение - чисто радийный жанр. Каждый сериал выходит в эфир по будням в течение двух-трех недель. Нас вдохновил успех "Театрального романа" Булгакова, который разыграли Олег Табаков, Юлия Рутберг, Максим Суханов, а прокомментировал Анатолий Смелянский. Прекрасную музыку написал Алексей Шелыгин. А ближайшая премьера - "Похождения бравого солдата Швейка" с участием Д. Назарова, В. Шалевича, С. Чонишвили и др.

РГ: Мой опыт слушания и участия в передачах типа "Вопрос ребром" показывает, что ваши ведущие их рассматривают как шоу, а не как способ обсудить всех интересующий вопрос. Но ведь такие передачи слушаешь не для того, чтобы развлекаться.

Голубовский: Под "шоу" мы понимаем не развлекательность любой ценой, а попытку создать привлекательную для слушателей форму, в которую облекается серьезное содержание. Задача - показать, что культура значительно шире, чем фильм, спектакль или музыка. Это образ жизни. Образу жизни будут посвящены наши дискуссионные программы, в которых участвуют лидеры культурного процесса - деятели искусств, государственные и муниципальные чиновники, культурологи, социологи, экономисты, а также и слушатели - по телефону и через пейджер. В студии присутствуют студенты московских вузов, в основном будущие журналисты. Мы хотим в этих шоу обращаться к темам, от шоу, казалось бы, далеким. К примеру, в эфире должны присутствовать толстые литературные журналы. Хотя бы для того, чтобы развеять миф об их гибели. Так возникло субботнее "Шоу толстяков" - там журналы соревнуются, встречаясь на одной площадке.

РГ: Очень хочется, чтобы диджейские интонации "трепа" не пробились в ваши передачи, как уже пробились в эфир "Орфея".

Голубовский: Это вопрос кадровый. Радио "Культура" начинало не с пустого места - были великолепные, но утраченные традиции.

Прежняя аудитория уходит. А новая аудитория - это новый образ жизни. И новый стиль потребления продукта. Нельзя повторять то, что было 30 лет назад, но и трепа, вы правы, не хочется.

РГ: Иногда, хотя и редко, вы баловали слушателей трансляцией концертов из Дома музыки и даже оперного спектакля. Это станет традицией?

Голубовский: Есть люди, способные на слух различить трактовки разных дирижеров или оценить качество исполнения арии. Но их мало. И если мы не будем придумывать более демократичные формы подачи, многим слушателям станет скучно. Из оперной трансляции надо делать шоу. Может быть, даже рискуя вызвать непонимание со стороны ярых любителей оперы. Нам важно, чтобы это было интересно и в Великом Новгороде, где нет оперы.

РГ: Позвольте выразить сомнение. Если человека не интересуют спортивные передачи - пусть там хоть супершоу закатят, он просто не включит этот канал. А как насчет хороших музыкальных записей?

Голубовский: У нас партнерские отношения с радио Deutsche Welle, и мы пользуемся его огромной коллекцией. Замечательные записи выдающихся концертов мировых звезд предоставляет Европейский вещательный союз. Рынок академической классики в мире горячее, чем рынок попсы. И денег звезды зарабатывают там больше. Поэтому классика - вещь дорогая. Теперь мы практикуем технологию трансляций по схеме - "На следующий день в эфире радио "Культура".

РГ: Судя по активности обсуждения, статьи о судьбе радио "Орфей" в нашей газете и на Интернет-сайтах, интерес аудитории к хорошей музыке и вообще культуре огромный - по всей стране. Будет ли расти число городов, где можно слушать радио "Культура"?

Голубовский: Пока, кроме Москвы, вещаем в Оренбурге, Великом Новгороде, Ульяновске, Тюмени и Иркутске. Осваиваем частоту в Хабаровске. Готовимся к выходу в эфир в Петербурге. И будем идти на восток.

СМИ и соцсети Музыка