Связывают проблемы с "юкосовским" управлением, в том числе с отсутствием самих управленцев: кто-то в Техасе, кто-то в Лондоне, кто-то в Москве, а кто-то бежит в гостеприимную Латвию. Речь в последнем случае идет о бывшем вице-президенте "ЮКОСа" Михаиле Елфимове, который бежит в прямом и переносном смысле, запросив - официально - политического убежища у латвийских властей. В прессе этот поступок одного из топ-менеджеров компании уже назвали "фактом частной жизни". Не будем спорить.
Если бегут управленцы, то резонным будет вопрос: а осталось ли, чем управлять в "ЮКОСе"? Осталось, подсчитали эксперты. Еще как осталось. В этом самом голом остатке - добывающие предприятия в Восточной Сибири и в Самарской области, пять НПЗ, около двух тысяч АЗС и самый лакомый кусочек, вернее, кусище, состоящий из зарубежных активов - словацких, канадских, литовских, английских...
Вот и гадают наблюдатели, когда прилетит в Первопрестольную Брюс Мизамор, финансовый директор "ЮКОСа", вместе со Стивеном Тиди, президентом компании, и другими представителями руководства компании, чтобы вместе и дружно обсудить за "круглым столом" накопившиеся проблемы и многочисленные болевые точки, о которых говорят СМИ.
Одна из них - "Мажейкяй нафта", мощный, красивый, современный литовский концерн. Последнее время нефтяное сообщество сильно возбуждено проблемой продажи пакета акций этого концерна в размере 53,7 процента. Этими активами владеют две "юкосовские" "дочки" Yukos Finans и Yukos International. А купить пакет хотят очень многие, в числе которых ТНК-ВР, "Базэл", СП "ЛУКОЙЛа" с ConocoPhilips, нефтетрейдер Vitol, польский НПЗ PKN Orlen, австрийская Baltic Holding, а также "Казмунайгаз".
Преимущественным правом выкупить пакет обладает правительство Литвы. По мнению литовского правительства (обладающего 40,66 процента акций концерна), предпочтение следует отдать ТНК-ВР. Как писала пресса, еще в октябре кабинет министров Литвы решил, что в первую очередь надо начать переговоры именно с этой компанией, которая готова инвестировать в "Мажейкяй нафта" около 300 миллионов долларов.
Насколько это выгодно "ЮКОСу" и эффективно ли сработал в этом случае менеджмент компании, и прежде всего ее финансисты во главе с господином Мизамором, пока судить рано. Но уже высказываются мнения, что с литовским аукционом проблем будет больше, чем выгоды. Хотя бы потому, что только 24 ноября, то есть буквально на днях, суд Амстердама снял запрет на реализацию литовских активов "ЮКОСа". Ну просто новогодняя распродажа!
Кроме "мажейкяйской" болевой точки существует еще одна - словацкая. В Россию Брюс Мизамор ездить боится, так как считает, что "в российской юридической системе невозможно защитить себя". (Впрочем, финансовый директор "ЮКОСа" и не пробовал этого сделать в Москве.) А вот в Братиславу прибыл. Говорят, что летел он в столицу Словакии кружным путем, то есть через Израиль, где то ли хотел святым местам поклониться, то ли получить важные инструкции от коллег и друзей перед важным шагом по продаже еще одного "юкосовского" актива, стратегического, как считают многие, - трубопроводной системы "Транспетрол". Словакию посетил и Виктор Геращенко, председатель совета директоров "ЮКОСа", который во время встречи с руководством словацкой республики заявил, что вопрос о продаже "Транспетрола" необходимо решать на межправительственном уровне двух стран.
Что же касается господина Мизамора, то он в словацкой столице сделал, как писала пресса, сразу несколько заявлений. Во-первых, объявил, что продажа доли "ЮКОСа" есть внутреннее дело компании. Во-вторых, рассказал о своих полномочиях, сославшись на то, что представляет интересы президента "ЮКОСа" Стивена Тиди, которого, очевидно, более важные дела задержали в Лондоне. В третьих, уведомил всех, что "ЮКОС" собирается продать свой пакет акций в "Транспетроле" через международный тендер с привлечением самого широкого числа участников. Заявление вполне тянет на программное. Остается только понять, где оно родилось: в Техасе, то есть по месту пребывания Мизамора, или в Израиле, по месту консультаций?
Сами собой напрашиваются несколько выводов, частично уже озвученных прессой, но пока остающихся достаточно актуальными при анализе управленческих потуг "юкосовского" топ-менеджмента.
Во-первых, за последний примерно год "ЮКОС" распродал своего имущества на сумасшедшую сумму, которая достигает по разным источникам чуть ли не 10 миллиардов долларов. Это, конечно, много, но могло быть значительно больше, если бы "юкосовских" менеджеров, возможно, того же Мизамора, не преследовала бы древняя философская идея: движение - все, конечная цель - ничто. В философии - это ценность, а в бизнесе - дело спорное. Продавать (в данном случае активы в прошлом крупнейшей компании, чья сегодняшняя судьба весьма туманна), может быть, и интересно, но, пожалуй, не очень перспективно.
Во-вторых, многие замечают, что американские менеджеры всегда или почти всегда действуют по-американски, то есть ведут себя в гостях по-хозяйски, не считаясь с чиновниками тех государств, где работает "ЮКОС". А ведь игнорировать позицию заинтересованного правительства - значит погубить дело. Это - почти аксиома. Кто-то ее, кажется, не понимает.
И третий вывод. В сделках по продаже "юкосовских" активов наблюдатели констатируют, что они проходят по ценам чуть ли не в несколько раз ниже рыночных. Конечно, считать чужие деньги нехорошо и заглядывать в чужой карман просто неприлично (хотя очень интересно). Но все же, кому выгодно то, что происходит с литовским концерном "Мажейкяй нафта" и словацким "Транспетролем"? Господину Брюсу Мизамору или Стивену Тиди? Кому конкретно? То есть, сui prodest?