29.11.2005 03:20
Общество

Несмотря на запрет, рыбалка на Амуре не прекращается

Хабаровск к катастрофе готов
Текст:  Ирина Степура
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3937)
Читать на сайте RG.RU

Едем в Нижнеспасское, которое находится в непосредственной близости к ядовитому потоку, ожидаемому в Хабаровске, взяв чистые мешки и бутылки для отбора проб льда и рыбы.

С моста видно, что Амур в этом году припозднился с ледоставом: посередине реки еще движется вода. Что несет она полумиллионному городу? Можно ли будет "китайский подарок" снять, как пену шумовкой с бульона, и уничтожить или неизвестное вещество будет годами разрушать экологию реки и здоровье горожан? Разбавит ли здоровая вода отравленную или все-таки, не успев очиститься, она вмерзнет, став льдом, и напомнит о себе городу в апреле, став страшным бумерангом? Знакомые нам химики уже навели справки. Ничего утешительного. Бензол - жидкость желтого цвета с гадким запахом, простейшее ароматическое соединение. Токсичность оценивается по первой группе. При попадании в организм вмешивается во многие клеточные процессы. В организме не перерабатывается и не выводится.

В нашей группе - главный специалист отдела рыбоохраны Роман Донец. Согласно инструкции мы должны определить "органолептически" цвет, запах воды, собрать для анализа пробы берегового льда, воды на различной глубине, рыбы из Амура и доставить их для дальнейшего исследования в специальную лабораторию. В ходе рейда мы обязаны предупреждать население о вреде рыбалки в настоящий момент в связи с угрозой загрязнения Амура.

Амурская протока пустая, лишь у берега чернеют несколько фигурок, одетых по-рыбацки. От Хабаровска в этом районе 56 километров, почти напротив виден китайский город Фуюань с огромными антеннами. Лед желтоватого цвета и на первый взгляд обычный. Рыбу для проб мы прямо сейчас возьмем у рыбаков. Самые неугомонные продолжают забрасывать сети под амурский лед.

- А у нашего берега вода почище, - божатся они и приводят пример: когда выезжаешь ближе к середине реки, два пограничных потока отличаются даже по цвету - китайская вода интенсивно желтая и мутная, наша - прозрачнее. Правда, пойманная рыба нестерпимо воняет больницей - говорят, так пахнет фенол, и Роман долго вытирает пальцы о носовой платок, наполнив лабораторные пакеты сомами и карасями. О том, что питаться такой рыбой опасно, знает любой житель местной деревни, но запретом сыт не будешь. Для себя рыбаки ловят карасей и щук в чистых протоках, а эту, амурскую, сдадут, вероятно, в местное кафе "Харбин" - справедливость на народном уровне восторжествует.

- Они, гады, нам всю реку испортили, - комментирует седобородый мужичок с цигаркой. - Какая рыбалка здесь была! - и дальше следует непечатный текст. Мужики с неудовольствием добавляют, что вокруг Камышовки китайские рабочие вырубают березы на строительство своих теплиц.

О том, что рыба в Амуре непригодна для пищи, ученые написали специальный доклад еще пять лет назад, кстати, по заказу правительства Хабаровского края. Поездив по местам проживания аборигенов, где рыба является основным продуктом питания, ученые обследовали население. Они пришли в ужас от того, что обнаружили в выловленной во время экспедиции рыбе: гельминты были самым безобидным содержимым амурского лосося. Оказались в знаменитом лососе тяжелые металлы, фенолы и другие химические вещества. Ученые сравнивали данные с цифрами смертности населения от рака. Кстати, доклад так и не был опубликован...

Вытягиваем сети, в которых прыгают штук пятнадцать карасиков, коньков, сазанов и толстолобов. На вид обычные, и только запах напоминает, что рыбка несъедобна. В следующей партии обнаружились и сомы. А вот это уже поинтереснее: на теле каждого - большие язвы, кое-где окровавленные. Роман Донец делает вывод, что сети не виноваты: налицо болезнь, причину которой могут выявить ихтиопатологи.

Рядом с береговым кустарником примотанное проволокой - объявление местной администрации: мол, категорически запрещается брать воду и рыбачить. Чиновники делают свое дело, рыбаки свое - зарабатывают на жизнь, чем занимались всегда.

Три года ученые Института водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН обращались даже в Глобальный экологический фонд с заявкой об объявлении бассейна реки Амур зоной международного экологического бедствия. Они надеялись, что фонд найдет средства, поможет российской и китайской сторонам, возможно под международным патронажем, серьезно заняться проблемами Амура. Ведь если в бассейне Сунгари, притока Амура, сейчас проживают от 60 до 70 миллионов человек, то в ближайшие годы на этой территории будут жить около 100 миллионов. При этом в Сунгари сбрасывается до 2,5 миллиарда кубометров стоков в год. Ученые доказали, что ниже места впадения этой реки в Амур загрязнение воды хлорорганическими соединениями в десятки раз превышает предельно допустимые концентрации. Именно там и расположен хабаровский водозабор.

...Мы наливаем амурскую воду в бутылочку, специалист делает бирку с датой отбора. Созваниваемся с городом, получаем "вводную": рыбу, воду заморозить... для дальнейшей отправки. Оказывается, в Хабаровске до сих пор нет необходимого оборудования для исследования воды на подобное загрязнение.

   хроника

23 ноября

Жители Хабаровска впервые услышали, что последствия аварии, которая случилась 10 дней назад на химическом заводе в Китае, могут сказаться на водоснабжении города.

В магазинах Хабаровска начался ажиотаж. Люди скупают питьевую воду, соки и напитки. Очереди на колонках. Цена на воду подскочила на 20 процентов, с прилавков исчезают крупные емкости и канистры. Установлен усиленный контроль за качеством воды в Амуре.

24 ноября

Китайские власти признали, что в результате взрывов на химическом заводе в провинции Цзилинь произошел выброс токсичных веществ в реку Сунгари. Сообщается, что в воду попало 100 тонн химикатов. Первый зампредседателя правительства края Владимир Попов призывает не паниковать и сообщает о действиях властей на случай отключения холодного водоснабжения.

Власти Хабаровска заказали 20 тонн активированного угля для очистки питьевой воды от бензола.

В связи с химическим заражением реки Сунгари биробиджанские студенты, находящиеся на обучении в Цзямуском университете, в экстренном порядке возвращаются на родину. Остальным туристам рекомендуют воздержаться от поездок в Харбин до стабилизации экологической ситуации.

25 ноября

Данные о подходе ядовитого пятна к Хабаровску постоянно меняются: сначала время "Ч" прогнозировалось 25 ноября, затем 1 декабря, следом - 3 декабря. Ученые пытаются определить, насколько пятно будет разбавлено проточным течением Амура и его притоков.

Хабаровские производители пива переориентируются на питьевую бутилированную воду, увеличив ее производство в 25 раз. Вводятся оптовые и розничные надбавки на питьевую воду, чтобы не было спекуляции продавцов на страхах населения.

Полпред президента в ДФО Камиль Исхаков с экранов телевизоров заверяет, что в случае отключения воды население будет снабжаться питьевой водой бесплатно. Чиновникам различных ведомств велено дважды в день предоставлять информацию о положении дел, берутся ежедневные пробы в Амуре льда, воды и рыб. Очереди на колонках и в магазинах прекратились.

26 ноября

В Хабаровск прибыл Олег Митволь, замруководителя Росприроднадзора, оценивший действия хабаровских властей как адекватные и грамотные. Митволь порекомендовал жителям поставить фильтры на краны с холодной водой.

27 ноября

Все чиновники причастных к ЧП ведомств работают в аварийном режиме. Дважды в день доставляются пробы воды.

28 ноября

Вода в кранах горожан есть, МЧС не видит оснований для отключения водоснабжения.

Экология Хабаровский край Дальний Восток