29.11.2005 00:10
Культура

"Полая женщина: мир Барби изнутри и снаружи"

Культура повседневности все культурнее
Текст:  Игорь Шевелев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3937)
Читать на сайте RG.RU

Художественная акция под названием "Барбизона", включившая произведения двух десятков известных художников под кураторством искусствоведа Георгия Никича, возникла из преодоления издательской трудности. Дело в том, что фирма Mattel, производящая Барби и обладающая всеми правами на ее изображение, наотрез отказалась сотрудничать с издательством "Новое литературное обозрение", выпускавшим книгу о знаменитой кукле. Ирина Прохорова, хозяйка издательства "НЛО", в свою очередь, чтобы обойти запрет, предложила актуальным российским художникам порезвиться на свой лад с изображением этого самого модного и желаемого детьми существа.

Естественно, Мамышев-Монро пожелал воплотиться в Барби, Дмитрий Цветков понаделал гробиков для куколки в тайной надежде, что она, отлежавшись в них, превратится в срок в бабочку, Сергей Шутов обосновал ее инопланетное происхождение (недаром акцию проводило издательство "НЛО"), архитектор Юрий Аввакумов соорудил красный скворечник с туалетными принадлежностями, где Барби может принимать любимых мужчин (если кто не знает, 46-летняя Барби несколько месяцев назад развелась после 42 лет брака с Кеном: как говорится в официальном коммюнике, они устали друг от друга и собираются исследовать новые горизонты, но остаются друзьями... а вы все: Пугачева, Киркоров...).

То есть, что художник - то норов. Одни подчеркивают ее женскую выдержанность - "Барби не плачут" Елены Уланцевой, другие, как Леонид Тишков, крутят ностальгические видео о любимом Никодиме, ныне забитом импортной американкой. А скульптор В. Нилин и вовсе предложил наш вариант творческого мужества: потеряв в 87-м году на лесопилке кисти рук после ссоры с женой, он не бросил любимый вид искусства, а принялся выгрызать дерево зубами. Он тоже выступил на презентации, рассказав, что едет сейчас работать в Нью-Йорк, поскольку из-за погоды там дерево суше, чем в России, да и сессия Генеральной ассамблеи ООН кстати подоспела.

Мир Барби оказался гораздо серьезнее, чем можно было подумать. Недаром книга вышла в серии "Культура повседневности", выпускаемой "НЛО", в которой прежде уже исследовались зеркала, ароматы и запахи, кулинария, а на очереди мода и кое-что еще.

Прямая речь

Ирина Прохорова, хозяйка издательства "НЛО":

- Барби только на первый взгляд представляется куклой для детей. На самом деле это предмет актуального искусства. Барби породила вокруг себя целый мир, затрагивающий такие серьезные проблемы повседневности, как эмансипация, сексуальные нормы, политкорректность, карьера и прочее. Линор Горалик описала в книге, как кукла развилась из "шлюшки Лилли", которую мужчины вешали на лобовом стекле автомобилей. При этом Барби обрела утонченные готические черты профанной Мадонны как ответа масскульта на библейские каноны.

Дмитрий Цветков, художник:

- На мой взгляд, Барби - идеал девушки. Она беззащитна, красива, трогательна. Она молчит. Она дает себя одевать и раздевать. Она напоминает анекдот, как некий юноша шел по улице с пластмассовыми цветами. Его спросили: почему? Он ответил, "потому что я иду на свидание с резиновой женщиной". Вот и я считаю, что Барби намного лучше плюшевых мишек.

Литература