29.11.2005 00:00
Экономика

Крупный и средний бизнес увеличивает расходы на продвижение своей продукции

Чтобы не раскидывать деньги по офшорам, а вкладывать их в производство
Текст:  Татьяна Долгопятова (доктор экономических наук)
Российская Бизнес-газета - : №0 (534)
Читать на сайте RG.RU

Таков один из результатов опроса топ-менеджеров социологами "Левада-Центра", проведенного в рамках совместного проекта Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) и Университета Хитоцубаши (Токио) и направленного на исследование особенностей корпоративного управления и практики модернизации российских компаний. Признание промышленного истеблишмента значимо тем, что дает основания утверждать, что в России ныне объективно сложились предпосылки, способные при правильной государственной политике сократить почву для корпоративных конфликтов и стимулировать рост внутренних инвестиций.

В опросе участвовали топ-менеджеры 822 акционерных обществ, представлявших предприятия промышленности и связи в 64 субъектах Федерации. В список опрашиваемых специально были включены более 100 компаний, чьи акции или облигации уже обращаются на российских или зарубежных биржах. При этом более 60 руководителей (преимущественно предприятий металлургии, химии и нефтехимии, связи) объявили о намерении в ближайшее время начать открытую торговлю своими ценными бумагами. По мнению экспертов ГУ-ВШЭ, это свидетельствует о возрастающем желании российского бизнеса привлекать инвестиции с фондового рынка.

Примечательно, что в основном финансово-экономическое состояние обследованных АО на момент опроса было удовлетворительным, только каждый девятый руководитель счел его плохим или скорее плохим, в то время как хорошим или скорее хорошим посчитал каждый третий менеджер. На подавляющем большинстве компаний в период 2001-2004 годов был отмечен рост объема продаж и средней заработной платы более чем в полтора раза, а на трети АО выросла численность занятых. Вместе с тем у 70 процентов АО регулярно возникала временная нехватка финансовых средств, а 40 процентов на момент опроса имели просроченную кредиторскую задолженность. Это говорит о том, что экономический рост не всегда в России сопровождается укреплением финансового положения.

В то же время, как следует из материалов опроса, отечественные предприятия работают в условиях все более ужесточающейся конкуренции. Так, со стороны других российских производителей конкуренцию в той или иной мере ощущали почти 88 процентов АО, а со стороны зарубежных фирм, разместившихся на российской территории, - почти 37 процентов. Конкуренция производителей аналогичной продукции из других стран ощущалась существенно меньшей долей компаний: треть руководителей упомянули страны СНГ, около 28 процентов - дальнее зарубежье.

По мнению экспертов ГУ-ВШЭ, именно обостряющаяся конкуренция прежде всего и подталкивает российский бизнес к проведению модернизации и перестройке управления и планирования, в том числе - стратегического. Сегодня 28 процентов АО имеют горизонт стратегического планирования, превышающий три года, а 41 процент - от 1 до 3 лет. Вместе с тем еще велика доля предприятий - почти 30 процентов, которые пока не строят планов более чем на год. Среди них преобладают АО небольших размеров, в первую очередь в легкой, лесной и деревообрабатывающей промышленности, в промышленности строительных материалов.

Как показал опрос, на многих предприятиях в последнее время довольно активно совершенствуется система управления, обновляется менеджмент. На 40 процентах АО за прошедшие четыре года сменился генеральный директор, причем более чем в половине случаев - по инициативе акционеров. Существенное или полное обновление руководства затронуло экономические и финансовые службы - 30 процентов АО, частичное - 39 процентов. Однако на 31 проценте предприятий никаких изменений тут не произошло.

Состав руководства производственных подразделений обновился полностью или значительно на каждом пятом АО, частично - на каждом втором, а сохранился полностью почти на 30 процентах структур. Обновление руководства подразделений НИОКР (они существовали только на 573 предприятиях) затронуло всего 18 процентов этих предприятий, частичное обновление - 41 процент, а более 40 процентов АО сохранили прежних руководителей. Руководители-респонденты высоко оценили качество менеджмента среднего звена своих компаний. Если работой экономических и финансовых служб в основном был удовлетворен 61 процент опрошенных, то только 3 процента из них были совсем не удовлетворены деятельностью этих служб. Работу производственных подразделений оценили как удовлетворительную почти 58 процентов руководителей и также только 3,5 процента опрошенных посчитали ее неудовлетворительной. В то же время деятельность подразделений НИОКР выглядела удовлетворительной для 47 процентов опрошенных, тогда как 12 процентов оценивали ее как совершенно неудовлетворительную.

Что касается технического обновления, то около 40 процентов руководителей оценили уровень инвестиций за период 2001-2004 годов как значительный. Однако четверть предприятий вообще не инвестировали в этот период (таблица 1). Причем преобладающим источником финансирования по-прежнему остаются собственные средства, которые использовали почти все АО, покрывая в среднем от половины до трех четвертей вложений. Более 70 процентов из числа инвестировавших АО использовали банковские кредиты, финансируя за их счет в среднем до 20 процентов объема инвестиций. Каждое шестое АО использовало средства, привлеченные от предприятий-партнеров или с рынка ценных бумаг. Всего 5 процентов АО привлекли средства иностранных инвесторов, а 6 процентов - средства бюджетов.

Вместе с тем предприятия активно обновляли производственную базу и выпускаемую продукцию: 50-60 процентов АО совершенствовали производственно-технологический уровень производства и ассортимент выпуска, более 40 процентов провели его сертификацию по международным стандартам. Интенсивность модернизации в отраслях была разной (см. таблицу 2). Подавляющее большинство предприятий - почти 88 процентов уделяли существенное внимание маркетингу и рекламе продукции. При этом в последние четыре года две трети из них увеличили расходы на продвижение продукции.

Таким образом, судя по оценкам капитанов российского бизнеса, экономический подъем сопровождался не только восстановлением уровня производства, но и позитивными сдвигами в деятельности предприятий. Вместе с тем вопросы развития бизнеса, последовательная инвестиционная политика и инновационная активность актуальны как никогда. Недостаточное внимание к стратегическим аспектам связано и с нехваткой финансовых ресурсов, и с отставанием инновационного менеджмента.

Как считают эксперты ГУ-ВШЭ, проведение политики модернизации на предприятиях облегчил тот факт, что на большинстве АО собственность стала высоко концентрированной, определился ведущий собственник, заинтересованный в развитии своего бизнеса. По мнению руководителей 675 АО, там есть собственник или консолидированная группа собственников, которые контролируют деятельность предприятия. На момент опроса две трети обследованных АО имели собственника, располагающего более 50 процентов акций, а три четверти АО - акционера с блокирующим пакетом. Около двух третей опрошенных руководителей считали достигнутый уровень концентрации капитала оптимальным для развития предприятия, а шестая часть предполагала, что его необходимо еще повысить.

Бизнес