29.11.2005 03:55
Экономика

Подготовлены поправки к закону о налоговом администрировании

Подготовлена ко второму чтению закона о налоговом администрировании
Текст:  Ирина Колодина
Российская Бизнес-газета - : №0 (534)
Читать на сайте RG.RU

Еще одна депутатская поправка, которая очень нравится предпринимателям, - введение административной и уголовной ответственности налоговых органов за неправомерные действия. Идея эта давно витала в воздухе: предложение наказывать фискалов за действия, которые нанесли вред бизнесу, принесли убытки, поддерживают как крупные предприниматели, так и представители малого бизнеса.

В случае нанесения вреда неправомерными действиями налоговой инспекции эти поправки позволят предпринимателям потребовать возмещения ущерба. Предусмотрены также штрафы для налоговиков-нарушителей. От 1-2 тысяч до 80 тысяч рублей в зависимости от того, был ли нанесен урон из-за недобросовестного исполнения обязанностей или с целью извлечения выгоды.

Для крайних случаев предусмотрена возможность лишения права занимать государственные должности и тюремное заключение.

Кроме того, депутаты выступили против разрастания камеральных проверок, которые служат для контроля правильности заполнения деклараций. По словам президента палаты налоговых консультантов Дмитрия Черника, если исходить из логики законопроекта, принятого в первом чтении, то единственное, чем отличается выездная проверка от камеральной - это местом проведения: на предприятии или в налоговой инспекции соответственно. В нынешней редакции налоговики имеют право при проведении камеральной проверки, так же как и при выездной, запрашивать любые документы. Депутаты хотят прописать в законопроекте цели проведения каждой из проверок. Камеральная - это контроль за правильностью заполнения налоговых деклараций, а выездная - проверка правильности соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Эксперты предпринимательского объединения "Деловая Россия" считают принципиальным прописать в законопроекте список документов, которые налоговые органы могут затребовать при проверке. Кроме того, по их мнению, нужно ограничить число выездных проверок предприятия в течение года одной проверкой, а не двумя, как предложил минфин. Срок проверки парламентарии тоже хотят сократить. Если сейчас максимальный срок налоговой проверки с учетом всех предусмотренных в законопроекте возможностей продления составляет 14 месяцев, то депутаты рассчитывают ограничить его полугодом. Плюс еще месяц может быть добавлен на проверку филиалов.

Все эти предложения есть в поправках, подготовленных депутатами, но вот будут ли они внесены в текст законопроекта - большой вопрос.

У минфина большинство предложенных поправок вызывают только раздражение. Представители финансового ведомства заявляют, что такого понятия, как добросовестность налогоплательщика, нет в налоговом законодательстве ни одной страны. Так же, как практически нигде нет ограничения по срокам проверок.

Не находит понимания и определение камеральной проверки, данное депутатами. Как заявил директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Михаил Моторин, "мы никогда не пойдем на то, чтобы камеральная налоговая проверка превратилась в проверку правильности арифметических подсчетов в декларации". А сделать закрытый перечень документов, по словам Михаила Моторина, "технически невозможно".

Заместитель министра финансов Сергей Шаталов считает, что разногласия не являются непреодолимыми, по его словам пока "стороны только обозначили начальные переговорные позиции". Эксперты считают несколько иначе. По их мнению, лишь внесенные депутатами поправки способны оградить предпринимателей от беспредела, но нет сомнений, что депутатам придется столкнуться с серьезным противодействием этим предложениям со стороны как министерства финансов, как и других заинтересованных лиц.

Налоги