30.11.2005 01:00
Общество

"Войну и мир" в Большом поставят без Ростроповича

Текст:  Василий Скорлупкин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3938)
Читать на сайте RG.RU

Громкая премьера, заявленная на 6 декабря, перенесется на три дня. За пультом 9 декабря Ростроповича заменит главный дирижер ГАБТа Александр Ведерников.

Основная причина, по которой Мстислав Ростропович решил оставить работу над оперой: к столь сложной постановке Большой театр не готов. Отменялись репетиция за репетицией, составы оркестра бесконечно менялись, Ростропович был вынужден работать с разными составами оркестра. Музыканты практически не знали своих партий, что для проекта такого масштаба было недопустимым. Когда счет времени до премьеры пошел на недели, оркестр оказался занятым на давно запланированных студийных записях, не имеющих отношения к предстоящему спектаклю. В последних оркестровых репетициях дирижеру было отказано. Не получив должных условий для работы с оркестром, маэстро принял трудное для себя решение.

"Накануне премьеры Мстислав Леопольдович прекратил работу над оперой в ГАБТе", - подтвердила руководитель пресс-службы ГАБТа Екатерина Новикова. И чтобы не понести огромные убытки, премьеру решено было не отменять, а перенести на три дня. Теперь спектакли, заявленные на 6, 7 и 8 декабря, состоятся 9, 13 и 14, тем не менее билеты будут приниматься к возврату в кассах театра. За дирижерский пульт вместо Ростроповича встанут Александр Ведерников (9, а также 27 декабря) и Павел Сорокин (13, 14 декабря).

Екатерина Новикова также сказала, что "подобные ситуации нередки в мировой театральной практике, но в данном случае слишком велико имя Большого театра и масштаб личности Ростроповича, поступок которого в ГАБТе решено не комментировать".

Неизвестно только, насколько это принято в мировой практике - производить такую замену за неделю до премьеры. Зато ситуация типична для отношений Ростроповича и ГАБТа. Их последняя попытка совместного творческого содружества была предпринята в 1995 году, когда вместе с легендарным режиссером Борисом Покровским Ростропович ставил на главной сцене страны "Хованщину" Мусоргского. После премьеры спектакль прошел всего несколько раз и тихо исчез из репертуара.

В этот раз постановка "Войны и мира" имела особое значение для Ростроповича и была давней мечтой. Маэстро лично знал автора оперы Сергея Прокофьева - они познакомились в 1948 году, после того, как Ростропович исполнил "Виолончельный концерт" великого композитора. Дело в том, что у молодого виолончелиста не было партитуры, и он выучил весь концерт по клавиру. Узнав об этом, Прокофьев познакомился с Ростроповичем, их общение переросло в дружбу, а позже Прокофьев написал для него и для Рихтера "Виолончельную сонату".

Предстоящую премьеру Ростропович трактовал как одно из важнейших творческих свершений его жизни и хотел, чтобы премьера состоялась именно в 2005 году. Он всегда с восторгом отзывался о самой первой постановке "Войны и мира" в Большом театре, сделанной в 1959 году Борисом Покровским, при участии автора декораций Вадима Рындина и дирижера Александра Мелик-Пашаева. В роли Наташи Ростовой тогда блистала супруга Мстислава Леопольдовича Галина Вишневская.

О возобновлении спектакля в Большом театре Мстислав Ростропович задумался в июне 2004 года. Тогда, на концерте во Франкфурте он дирижировал двумя сценами из оперы, которые исполняли выпускники Оперного центра Галины Вишневской. Сейчас спектакль Покровского восстановили для Большого театра Александр Боровский-Бродский и Иван Поповски, который обычно мастерски работает с музыкальной составляющей своих постановок. Сам Ростропович с супругой еще год назад начали кастинг артистов, в котором приняли участие более ста соискателей на 56 ролей. Этим особым отношением к постановке, возможно, и объясняется его щепетильность и повышенная требовательность ко всем звеньям работы. Как пишет газета "Ведомости", уход Ростроповича обрадовал некоторых музыкантов. Некоторые из них утверждали, что с трудом находили общий язык с прославленным виолончелистом.

Случившийся разлад явно не на руку Большому театру, о качестве работ которого давно уже поговаривают. К нынешней постановке скандал приковывает особое внимание: теперь перед театром стоит особая задача - "сдать" премьеру, доказать ошибочность Ростроповича и показать собственную готовность к таким масштабным постановкам.

Дальнейшее сотрудничество Большого театра с маэстро под вопросом. Оскорбленный постсоветской критикой Ростропович в свое время зарекся концертировать в России и с тех пор не нарушил обещания. Лишь иногда делал исключения для российской глубинки, да запланировал выступить с Госоркестром в следующем сентябре на столетний юбилей еще одного своего друга Дмитрия Шостаковича. Новый скандал с Большим театром может привести к тому, что мы еще реже будем видеть великого музыканта на его родине.

Гендиректор театра Анатолий Иксанов воздерживается от комментариев произошедшего. "Действительно, спектакль ставится по инициативе Ростроповича. И это все, что я могу здесь сказать. Я не считаю для себя возможным комментировать действия и поступки нашего великого музыканта", - заявил он агентству "Интерфаксу". Также он заверил, что художественная концепция спектакля "Война и мир" сохранится. "В кастинге, проведенном Мстиславом Ростроповичем, также не будет никаких изменений", - отметил господин Иксанов. "Надеюсь, что и Большой театр, и я лично останемся с ним (Ростроповичем) в самых наилучших отношениях", - подчеркнул он.

Образ жизни Музыка