01.12.2005 03:00
В мире

Шедевры русского искусства распродают на аукционах

"Сотбис" и "Кристи" распродают шедевры русского искусства
Текст:  Ольга Дмитриева (Лондон)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3939)
Читать на сайте RG.RU

Между тем хотя и получившие постоянную прописку в Лондоне торги русским искусством вместо того, чтобы стать для местной публики рутинным мероприятием, год от года превращаются здесь во все большую сенсацию. Так, прошлогодний аукцион на "Сотбис" выручил рекордные 32,5 миллиона фунтов стерлингов, предложив к продаже ряд выдающихся шедевров. На этот раз "Сотбис", выставивший четыре сотни "редкостей из России", намерен сделать свои торги еще более успешными. Он обещает устроить из сегодняшних торгов "событие незабываемое".

Гвоздем нынешнего аукциона станет полотно Ивана Константиновича Айвазовского "Гора Арарат". Работа выставляется на торги впервые. Совсем недавно картину обнаружили в частной коллекции в Греции. Это потрясающий в своей высокой патетике пейзаж величественной вершины Кавказа, чья форма признана одной из самых совершенных в мире. Эксперты "Сотбис" отмечают, что из восьми полотен художника, выставленных на нынешних торгах, эта картина является жемчужиной. Предварительная стоимость этого лота оценивается примерно в 650 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов). Однако первоначальная цена, как ожидают, будет значительно превышена.

Вчера торговали Айвазовским и у "Кристи". И тоже полотном, ранее на аукционах не выставлявшимся. Картину "Шлюпка и бриг" эксперты назвали флагманом сезона, предрекая, что ее продажа побьет все рекорды стоимости российской живописи ХIХ века. Иначе говоря, Айвазовский побьет самого себя. Потому как предыдущий рекорд продажи принадлежит его же картине: "Исаакиевский собор в морозный день" был продан в минувшем году на "Кристи" за 1 миллион 125 тысяч фунтов стерлингов.

Еще одним "гвоздем" "Кристи" стала на этот раз коллекция работ русской художницы Марии Якунчиковой, которая умерла в 1902 году в возрасте 32 лет от туберкулеза и которую Сергей Дягилев назвал поэтессой русского леса. Работы Якунчиковой также впервые выставляются на аукционе, и назначенная на них стартовая цена исключительно высока для дебютанта торгов такого класса - 200 тысяч фунтов стерлингов. В целом же торги "Кристи", по ожиданиям, должны составить 13 миллионов фунтов стерлингов.

Как отметила британская "Индепендент", "новые российские богачи" будут, судя по всему, кишмя кишеть на этих торгах в жажде заполучить назад национальные сокровища. Интерес к торгам подогревается, по словам газеты, "расцветшей российской элитой и практически безграничными средствами таких бизнесменов, как владелец футбольного клуба "Челси" Роман Абрамович".

Однако, как отмечают инсайдеры торгов, россияне не единственные купцы на этих аукционах. Примерно треть покупателей российских шедевров - иностранцы, чей интерес к русскому искусству в последнее время заметно растет. Тем паче что на мировых аукционах "гуляет" не так уж много российских шедевров. Как отметил глава русского департамента "Кристи" Алексис Тизенхаусен, "люди, которые покидали Россию в 20-х годах, больше думали о своих чемоданах, чем о полотнах художников".

Тема русской живописи не исчерпывает сегодня в Британии свою актуальность одними лишь аукционными торгами. Британская "Гардиан" написала о том, как "судебная тяжба одного швейцарца вносит хаос в мир искусства". Речь, понятное дело, идет о скандале, связанном с иском компании Noga к российскому правительству. Аукнулся этот скандал и в Британии. Как пишет газета, под угрозой оказалось проведение выставки "Дорога в Византию", которая ожидается к открытию в лондонском Сомерсет-хаусе в марте следующего года. Навис вопрос и над выставкой работ Кандинского в Тейт-гэлери. Обеспокоенность тем, не сорвутся ли эти ожидаемые британцами события культурной жизни, связаны с тем, что Эрмитаж пригрозил пересмотреть все соглашения о проведении художественных выставок в Европе, если не будут получены конкретные гарантии от правительств, что экспонаты не подвергнутся аресту. Что же касается британского правительства, то оно традиционно в проблемы устройства художественных выставок не вмешивается, а потому и гарантий предоставить не может.

Великобритания