Цены на хлеб не поднимали: буханка черного стоит 11,50 рубля, белого — 12,50 рубля. В специализированных киосках хлебозавода, которые расположены на остановках, с хлебом проблем нет.
— Берут люди по две буханки, по пять, — выглядывая из окошка киоска, говорит продавец. — Мы не ограничиваем.
Как нам разъяснило начальство, хлеб даже на время отключения воды будут печь, на хлебозаводе своя артезианская скважина имеется.
В супермаркетах о хлебной проблеме даже не знают. Грузчик, который выгружал хлеб, даже не понял моего вопроса и засыпал меня своими: а с чего хлеб должны раскупать? И какая связь между отравленной водой и хлебом?
Действительно, на прилавках магазина хлеб всех сортов и форм. Продавец мне сказала, что заметила, что только «фитнес-хлеб» разбирают, он с отрубями и долго может храниться. Многие уверены, что лучше питаться привозными продуктами, вода в которые из Амура не попадала.
В фирме, специализирующейся на одноразовой посуде, работают без выходных и до 24 часов. Говорят, специально время работы продлили, так как очередь в магазин не уменьшается, а также отказались от оптовых продаж, перешли на розничную, так выгоднее. Стаканы по 43 копейки за штуку скупают за три часа. На стаканчиках висит табличка «Товар временно отсутствует». На прилавке осталась посуда по 6,50 и по 7 рублей. По словам продавцов, каждые два-три часа товар пополняется, если чего-то нет, то лучше подождать…
— Купим двести вилок, двести ложек и сто тарелок, — слышу в очереди за одноразовой посудой. Спрашиваю: на сколько вам хватит этой посуды? — На две-три недели, — отвечают. — Мы даже собачонке купили тарелки…
Горожане делают расчет потребности воды на случай ее отключения. Знакомый рассказывает, что трех бутылок по пять литров каждая хватает, чтобы вымыться, как под душем. Он даже цену подсчитал такому «банному дню» — сто рублей. Отставные моряки рассказывают, что на подводной лодке мылись стаканом воды, поэтому им не привыкать.Общепит тоже сделал запасы воды и одноразовой посуды. Захожу в студенческую столовую. Никаких объявлений нет. В зале полно народу.
— Обеды у нас не дорогие, а кормят вкусно, — объясняет заведующая. — Я вот сижу около радио и слушаю, когда объявят чрезвычайную ситуацию и перекроют воду. Свой запас воды мы сделали, набрали в баки, но боюсь, что его не хватит даже на компот. У нас в день проходит по 400 человек. На два дня мы закупили одноразовой посуды. Как кончится, так закроемся. Вот поэтому я и много продуктов не заказываю, а то пропадут.
В студенческой столовой переходят на сухие каши, супы, продукты быстрой заморозки, в отпуск отпускают поваров. Говорят, что разморозить салаты, залить кашу кипятком сумеет и один человек.
А на рынках появился интерес к советским монетам. Скупают серебряные «полтинники» 1924 года, говорят, именно монеты этого года отливали из чистого серебра, без примесей. А серебро, как известно, обеззараживает воду. Продавец достал из кармана горсть монет — 120 рублей за штуку.
Главный санитарный врач края Владимир Отт в выступлении по телевидению предупредил, что водопроводную воду, запас которой сделали многие горожане, от силы можно хранить три дня, потом там развиваются болезнетворные микробы. Так что врачи теперь опасаются не отравлений бензольной водой, а вспышек дизентерии.