РГ: Некоторые москвичи, узнав об отсутствии графы "против всех", не пошли на выборы, посчитав, что их ограничили в правах. Хотя возможность такая была, для этого надо было всего-навсего поставить крест на бюллетене или вычернуть всех кандидатов. Но кто об этом знал?
Горбунов: Думаю, что все, кто хотел проголосовать "против всех" знали, как осуществить свое избирательное право. Мы не раз предупреждали об этом в СМИ. Исключая эту графу, мы уменьшили процент недальновидности избирателей.
И для этого был весомый аргумент: на предыдущих выборах, когда избиратель не знал, за какую партию он хочет проголосовать и не находя знакомого лица в списке одномандатников, он ставил галочку "против всех".
РГ: Значит, подразумевается, что на этих выборах подготовились так хорошо, что избиратель голосует без сомнения?
Горбунов: Избирателю впервые на этих выборах даются гарантии, что именно партия отвечает за работу того кандидата, который баллотируется в гордуму. За депутатов-одиночек и за их предвыборные обещания никто ответственности никогда не нес. А теперь если кандидат от партии плохо себя зарекомендует, то на грядущих выборах в Госдуму, партия, которая его выдвинула, рискует недобрать голосов. Вот почему статус московских выборов повысился и мы назвали их генеральной репетицией перед выборами в Госдуму 2007 года. То есть в разы повышает политическая ответственность.
РГ: А что дает доходная статья одномандатников, которая указывается рядом с его фото и родом деятельности? Зачем, собственно, мне знать, сколько зарабатывает кандидат?
Горбунов: Возможно, сегодня актуальность в этих данных уже отпала. Хотя на самом деле, информация это двояка. Одни поставит на того, кто финансово успешен. Другого, напротив, этот фактор раздражает. Плохо, что для проверки всех этих данных, не особенно принципиальных, уходит много времени. Но Федеральный закон обязывает указывать строку дохода кандидата в депутаты. Хотя Москва не раз выходила с инициативой упразднить ее. Но пока нас не поддержали, как и не подержали идею упростить избирательный протокол, который вмещает сегодня 18 граф, многие из которых не имеют значения, но их надо тем не менее заполнять, а потому процесс обработки занимает больше времени, чем следовало бы. Многие скандалы возникают из-за того, что между окончанием голосования и обнародованием данных достаточно большой промежуток проходит. Сразу же возникают разговоры о фальсификации. Чтобы Центризбирком понял, как это усложняет процесс мы просили поучаствовать их представителей в работе участковых избирательных комиссий, так как ЦИК, как мне кажется, немножко далек от той практики, которая сложилась в участковым комиссиях. Но они отказались.
РГ: Насколько я поняла, что даже на тех избирательных участках, где был установлен дорогостоящий комплекс автоматической системы подсчета голосов, результаты выборов должны пересчитывать вручную, если наблюдателю вдруг покажется, что есть нарушения. Где же грань между обоснованной претензией и провокацией?
Горбунов: Универсальных ответов нет, в каждом конкретном случае идет расследование: есть ли нарушение или нет. Допустим, три часа не работало автоматизированное устройство подсчета голосов из-за отсутствия электричества. Это объективный повод для пересчета. А если наблюдатель без всякого серьезного на то основания говорит: "Просто пересчитайте, не верю", то никто не пойдет ему на встречу. Это бессмысленно.
РГ: Многие наблюдатели возмущались и требовали убрать растяжки партий, которые висят рядом с избирательными участками, ссылаясь на то, что в день выборов агитация запрещена. Знаю, что вчера в Мосгоризбирком поступали такие жалобы.
Горбунов: По закону вся агитационная наружная реклама, растяжки, билборды, размещенные до дня выборов, остаются на прежних местах. За исключением тех, что находятся ближе, чем на расстоянии пятидесяти метров от избирательных участков. Что же касается политических листовок, то по избирательному кодексу их действительно за два дня до выборов распространять и наклеивать нельзя.
МНЕНИЯ
Дмитрий Орлов, АГЕНТСТВО ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ:
- Конечно же, главной политической силой, определяющей будущее Москвы и распределение мандатов, будет "Единая Россия". Что касается влияния остальных партий на политику Мосгордумы, которую, очевидно, будет определять "Единая Россия", то, даже набрав десять процентов и получив по три мандата, влияние каждой из партий будет минимально и даже несопоставимо с тем, которое те же демократы имеют сейчас. Блокирование КПРФ, "Яблока" и ЛДПР здесь маловероятно. Только в каких-то экстремальных ситуациях. Угроза скоординированного противодействия "Единой России" здесь маловероятна.
Кампания впервые была политической, но интриг было мало. Была тема иммигрантов и фашизации общества, связанная с этим тема сотрудничества "Яблока" и НБП, еще несколько крупных сюжетов, которые взбодрили ход кампании, но не сильно. И, конечно, снятие "Родины" где-то повлияло на желание людей голосовать, но не больше, чем на 3-4 процента. Думаю, политическим силам просто не удалось донести свои послания до избирателей. Видимо, эти месседжи как-то отразились на размышлениях СМИ и элитных групп. Но население реагирует консервативно и голосует спокойно, как и на прошлых выборах. Заметна инерция и небольшое внимание к борьбе политиков.
Сергей Марков, ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ:
- Московские выборы в первую очередь показали, что "Единая Россия" сохраняет свои лидирующие позиции в российской политике в отсутствие какой-либо значимой альтернативы. Эта партия постепенно подчиняет себе даже таких мощных региональных руководителей, как Юрий Лужков. Заметно, что в списке было больше креатур центрального аппарата "Единой России", чем, собственно, мэра Москвы. Роль партийного руководства, независимого от сопредседателей партии, повышается. Заметно стало и то, что "Яблоко" продолжает выживать, а проект СПС близок к своему завершению. Видимо, в ближайшее время все закончится тем, что часть партии уйдет к "Яблоку", часть - в "Единую Россию", часть - в никуда. Также падают акции КПРФ: слишком серьезным конкурентом на этом поле становится "Родина". Говорить о том, какое будущее ждет "Родину", сложно. Очевидно, что оно будет ярким вне зависимости от того, падет ли она в борьбе со своими настоящими создателями или, вопреки всему, продолжит свое существование.
Марк Урнов, ФОНД "ЭКСПЕРТИЗА":
- Эти выборы, несмотря на активную политическую борьбу, в первую очередь показали угасание интереса людей к политике. Такая тенденция может продлиться и до 2007 - 2008 годов, если не произойдет каких-то радикальных изменений в политике. Наблюдать за предвыборной борьбой в столице было и грустно, и смешно. С одной стороны - отвратительный ролик "Родины", с другой стороны - единственной силой, которая позаботилась о снятии националистической партии с выборов, оказалась ЛДПР. Что касается правых, то при любом результате иного выхода, кроме объединения, у правых нет. Иначе он не выживут. Если хватит выдержки, воли и политической мудрости, им это единство нужно сохранять.
Какого-то организованного политического противостояния "Единой России" в будущей Мосгордуме ожидать не приходится. Это вообще не присуще региональным парламентам, включая московский. Конечно, эти выборы - некий полигон, на котором можно различить политические тенденция и интересы электората с видом на 2007 год. Но у законодательных собраний субъектов есть своя специфика, меньшая политизированность, что отличает их от Федерального Собрания.