06.12.2005 03:40
Экономика

Действиям "КрасЭйр" дадут правовую оценку

Экономические нравы владельцев авиакомпании "КрасЭйр" нуждаются в правовой оценке
Текст:  Алексей Надеждин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3943) Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3943)
Читать на сайте RG.RU
Федеральное правительство намерено положить конец безобразиям в сфере авиаперевозок в Красноярском крае, которые в последние годы позволяет себе авиакомпания "КрасЭйр". Под пристальным взглядом Минтранса России, Росавиации и ФАС местное управление антимонопольной службы, которое буквально завалено жалобами на деятельность "КрасЭйр" и аэропорта Емельяново, проводит сразу несколько расследований. А прояснить некоторые аспекты ведомству помогает краевая прокуратура.

Совместными стараниями "КрасЭйр" и Емельяново, а точнее - контролирующих их красноярских предпринимателей братьев Бориса и Александра Абрамовичей Красноярск превратился в неприступный бастион, взять который не под силу ни одному конкуренту, включая таких могущественных, как "Аэрофлот" и "Сибирь". Уже несколько лет перевозчики безуспешно пытаются "приземлиться" в Емельяново, причем у "Сибири" есть лицензия на полеты из Красноярска в Москву и Норильск, но ее никуда не пускают. Это тем более странно, что "КрасЭйр" на 51 процент принадлежит государству, которое заинтересовано в получении дохода от аэропортовой деятельности, но, судя по происходящему, госпредставители действия менеджмента контролируют слабо.

Локальных монополий на воздушном транспорте сейчас в России несколько. Помимо Красноярска этим "славятся" Владивосток, Казань и даже Санкт-Петербург. Ситуация в питерском Пулково показывает - на решение проблемы требуются годы. Сейчас Росимущество предпринимает усилия по выделению аэропорта из одноименной компании, но этому предшествовало несколько лет закулисных баталий, лоббизма и контрлоббизма, которые тормозили процесс.

Похожая судьба, вероятно, ожидает и Емельяново. В правительстве активно обсуждается грядущее разделение аэропортового бизнеса и перевозок - сейчас аэропорт входит в состав "КрасЭйр", а значит полностью контролируется господами Абрамовичами. В планах Росимущества - выделение Емельяново в отдельное АО, но до реализации еще далеко.

Действия правительства по наведению порядка на воздушном транспорте и устранению монополий - без преувеличения задача государственной важности. Как заявил недавно директор департамента государственной политики в области гражданской авиации, геодезии и картографии Минтранса России Карл Руппель, цель правительства - устранение административных барьеров и выравнивание условий конкуренции. По словам Руппеля, власть беспокоит конкурентоспособность российских перевозчиков по сравнению с мировыми, причина же этого - административные барьеры, выстраиваемые региональными администрациями в собственных интересах.

В случае с Красноярском похоже, что отдельные представители власти края играют в одни ворота с предпринимателями Абрамовичами. Буквально на днях руководитель агентства промышленности, энергетики и транспорта администрации Красноярского края Денис Пашков в очередной раз заявил, что "приветствует развитие конкуренции на авиарынке Красноярска", но озабочен "возможными негативными последствиями для авиакомпании "КрасЭйр" вследствие усиления конкуренции". При этом цены на услуги перевозчика-монополиста непомерно высоки - полет по маршруту Красноярск - Москва стоит порядка 10 тысяч рублей, а местные и федеральные СМИ полны упреков в том, что сервис оставляет желать лучшего. Как справедливо заметил замруководителя ФАС Андрей Цыганов, за деньги, которые требует перевозчик за полет в Москву, можно слетать в США с куда большими удобствами.

В ситуации, когда разделение бизнесов "КрасЭйр" и Емельяново затягивается на неопределенный срок, решающее слово должна сказать ФАС. Но местные антимонопольщики то ли не могут, то ли не хотят решить проблемы красноярцев. Факт: красноярский УФАС рассматривает одно дело против "КрасЭйр" за другим, но назвать происходящее словом "монополизм" не решается. Руководитель регионального управления Валерий Захаров объясняет действия, а точнее бездействие ведомства "несовершенством методик".

Так, почти год тянулось антимонопольное разбирательство в отношении "КрасЭйр" по факту введения топливного сбора - именно он позволяет устанавливать высокую цену авиабилетов. Расследование инициировала краевая прокуратура, она же подала иск в Емельяновский районный суд. Теперь же его пришлось прекратить, так как минтрансом еще 11 февраля выпущен приказ "Об установлении новых форматов тарифов, ориентированных на международные стандарты". Он дает компаниям возможность устанавливать надбавки к тарифам, в том числе и топливную. Другое расследование УФАС возбуждено по фактам жалоб торговых агентов (в частности, агентства "Авиаэкспресс"), занимающихся продажей авиабилетов авиакомпаний - их отключили от единой автоматизированной системы бронирования после того, как они начали продавать билеты на рейсы "Сибири".

А последнее по времени (но не по важности) расследование, возбужденное УФАС по жалобе авиакомпании "Сибирь", затрагивает интересы каждого жителя Красноярска. Юристы компании усмотрели в деятельности "КрасЭйр" "грубое нарушение... действующего законодательства РФ в сфере конкуренции на рынке услуг воздушных перевозок". Они требуют обязать аэропорт "обеспечить право равного доступа и равные условия деятельности авиаперевозчикам, выполняющим полеты на основании имеющейся лицензии". Слушание запланировано на 8 декабря. А пристальный интерес к деятельности "КрасЭйр", проявляемый в последние месяцы Москвой - точнее говоря, руководством ФАС, Росимущества и Минтранса России, внушает надежду.

Авиатранспорт Преступления