06.12.2005 03:00
Власть

В Брюсселе пройдут переговоры России и Евросоюза

Для обсуждения накопившихся в отношениях России и Евросоюза "нерешенных вопросов"
Текст:  Евгений Васильчук
Российская Бизнес-газета - : №0 (535)
Читать на сайте RG.RU

Евростандарты прижились в России

Отношения с Евросоюзом у России исторически развивались в нескольких параллельных плоскостях. С одной стороны, страны ЕС - это наши крупнейшие торговые партнеры. Именно европейская технология и культура производства лежат в основе российской промышленности, а импорт европейских инвестиционных товаров отнюдь не последний, если не первый источник модернизации российских предприятий, их перехода на евростандарты. Те же евростандарты лежат и в основе культуры потребления россиян и их потребительских предпочтений. А вместе с ними в России исторически сложился приоритет и европейских культурных ценностей.

С другой стороны, думается, что считать Россию чисто "европейской" страной есть не только географический, но и некий культурологический и даже политологический миф. При всем нынешнем стремлении к евростандартности Россия - часть общемировой, а не только европейской экономики, технологии и культуры.

Чтобы не влезать в дипломатические тонкости, скажем, что по всем важнейшим мировым проблемам и во всех текущих процессах Россия сейчас позиционируется самостоятельно, избегая одностороннего "вовлечения" в сферу чьих-либо геополитических и геоэкономических интересов. Даже сфера собственного влияния создается без сверхусилий и издержек.

Экономический плюрализм

Характерно, что в этой модели "внешнего плюрализма", которая уже начала затрагивать и наших ближайших соседей, более продуктивными оказываются двусторонние контакты, где компромисс чисто технологически более доступен. Тем более когда в его основе лежит общий экономический интерес: энергетические и транспортные проекты, инвестиции, снижение визовых и торговых ограничений.

Разумеется, это ни в коей мере не умаляет ни значение заключенного с Евросоюзом в 1994 году на острове Корфу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, ни разработанных впоследствии четырех так называемых "дорожных карт". Они были утверждены на прошедшем в мае текущего года саммите Россия - ЕС и касаются сфер экономики, внутренней и внешней безопасности, а также гуманитарного сотрудничества. На прошедшем в октябре лондонском саммите Россия - Евросоюз был отмечен существенный прогресс в реализации "дорожных карт". Правда, российская сторона до сих пор затрудняется обозначить какие-либо конкретные достижения, но сейчас это вряд ли так уж существенно. "Дорожные карты" - это, по сути дела, рамочные соглашения о намерениях. Первую более или менее серьезную оценку им даст следующий саммит "Россия-ЕС", который пройдет или в мае, или в конце 2006 года. Правда, независимые аналитики не очень-то обольщаются насчет эффективности и дееспособности этих документов.

Факторы переговорной позиции

На самом деле переговорная позиция России с Евросоюзом сейчас формируется и формулируется с учетом следующего круга проблем. Во-первых, это общая проблема правового статуса отношений России и Евросоюза после истечения срока действия в 2007 году Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Продлевать этот формат не имеет смысла, а выходить за его рамки, скажем, на уровень ассоциации, вряд ли укладывается в действующую сейчас, как уже говорилось выше, модель внешнеполитического и экономического плюрализма России. Других внятных идей пока нет. Оставаться же совсем вне правового поля или опираться только на четыре неустойчивые "дорожные карты" как-то не очень хорошо. Поэтому вслед за визитом Михаила Фрадкова в Брюссель в Москве 20 - 21 декабря состоится так называемая трехсторонняя встреча председателей комитетов по международным делам Европарламента, Совета Федерации и Госдумы. Кроме того, в январе 2006 года намечено провести очередное заседание комитета парламентского сотрудничества в формате Федеральное Собрание - Европарламент. Парламентарии также займутся поиском юридических форм построения долгосрочных взаимоотношений Москвы и Брюсселя.

Вторая проблема - обеспечение взаимного доступа на рынки товаров и инвестиций. По сообщению минпромэнерго, Россия и ЕС готовят совместный доклад по механизмам взаимодействия государств и бизнес-партнеров в этой области. Представители Еврокомиссии, озвучивая позицию иностранных инвесторов, обозначают следующие проблемные вопросы: законодательство о недропользовании, разработка стратегических месторождений с привлечением иностранного капитала, доступ к ресурсам первичной энергии, методология проведения аукционов и конкурсов, соглашения о разделе продукции, концессии по вопросам инфраструктуры и транспорта, ограничения для зарубежных инвестиций в энергосекторе и либерализация рынка газа. Интересно, что стороны отмечают явный прогресс в решении этих проблем. Реальный это прогресс или бюрократический, выяснится очень быстро, когда мы получим ответ на собственные вопросы к партнерам.

Скажем, проект доклада будет включать предложения российской стороны в части проблемных вопросов, возникающих при инвестировании в страны Евросоюза. Например, прозвучало предложение по развитию нефтегазовых инвестиционных проектов на Балканах. "Нами планируется рассмотреть вопрос, связанный с инвестиционным доступом на эти рынки российских хозяйствующих субъектов, а также долгосрочные источники крупных инвестиционных проектов", - отмечает представитель минпромэнерго Ольга Рыбак.

Слова и дела

Напомним, что до сих пор позицию и директивы Брюсселя в отношении российских товаров и инвесторов никак нельзя было обвинить в стремлении к режиму наибольшего благоприятствования. В частности, предшествующие визиту Фрадкова в Брюссель консультации экспертов России, Евросоюза и Литвы в Калининграде показали, что Евросоюз не готов фиксировать в документах договоренности по упрощению транзита грузов через территорию Калининградской области. Даже вопреки "компромиссному прагматизму" Варшавы и особенно Вильнюса. До сих пор не решены вопросы удешевления процедур таможенного, пограничного, фитосанитарного и ветеринарного контроля, что приводит к неоправданным простоям грузов, повышению стоимости и снижению конкурентоспособности калининградских товаров.

Нет единства в Евросоюзе даже по вопросу энергосотрудничества, не говоря уже о территориальных спорах. Газопровод, который планируется провести по дну Балтийского моря, важен для отношений Россия - ЕС. Об этом заявил премьер-министр Финляндии Матти Ванханен во время своего недавнего визита в Эстонию. По его словам, в ближайшем будущем Европе понадобится увеличение поставок российского газа. Ванханен также отметил, что усилие сотрудничества в энергосфере является одним из ключевых моментов в отношениях России и ЕС.

Ввод газопровода в эксплуатацию намечен на 2010 год. Однако на прошедшей 25 - 26 ноября в Таллине 24-й сессии президиума Балтийской ассамблеи парламентарии Литвы, Латвии, Эстонии и Польши приняли совместную резолюцию по строительству Северо-Европейского газопровода. Они считают, что Балтике грозит глобальная экологическая катастрофа из-за прокладки трубопровода по дну моря. Ранее, 16 ноября, чрезвычайный и полномочный посол Латвии в РФ Андрис Тейкманис заявил, что в Латвии находятся вместительные подземные газохранилища, не использовать которые было бы "не очень умно".

Когда партнеры "не в форме"

Впрочем, думается, что с балтийской "трубой" Россия и Германия разберутся самостоятельно. Не случайно же Ангела Меркель собиралась 9 декабря в Россию. Правда, визит отложили до января. Явно не в Брюсселе будут определяться и параметры украинского газового транзита. Но здесь возникает третий фактор: - чрезвычайно низкий уровень кредита доверия к евроинститутам со стороны рядовых европейцев и даже многих влиятельных европейских национальных элит, которые еще совсем недавно были категорически "за" и за евроинтеграцию и за расширение Евросоюза на Восток. Сейчас почти все евроинтеграционные процессы находятся в стадии "глубокой заморозки", бюджет ЕС практически парализован разногласиями между старыми и новыми членами Сообщества. Многие страны ЕС испытывают острейшие меж-этнические и даже пограничные, да и цивилизационные конфликты. Ближайший саммит Евросоюза состоится в середине декабря, и голубая мечта Брюсселя - прийти хоть к какому-то бюджетному консенсусу и приглушить деструктивные процессы, охватившие как ведущие страны, так и "новичков".

Разумеется, Россия всегда дорожила партнерами и никогда не использовала их слабости. Однако, решая накопившиеся проблемы в отношениях с Евросоюзом, пока можно только надеяться, что эти решения найдутся быстро.

Четвертый фактор

Комиссия Европейского союза подвела первые итоги объявленной два года назад программы - "Политика европейского добрососедства" в отношении шести конкретных стран. Речь идет об Армении, Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украине.

Обстановка в расширяющемся Европейском союзе и вокруг него на сегодня складывается таким образом. Помимо 25 полноправных партнеров существует, как известно, группа государств, которые стремятся войти в этот союз и которым это обещано - они ждут своего часа. Это Турция, Болгария, Румыния, Албания и страны бывшей Югославии. С каждой из этих стран ведется индивидуальная работа на предмет тщательной подготовки к экзаменам на вступление в Евросоюз, причем для некоторых уже обозначена и примерная дата.

Кроме того, есть еще одна группа государств - та самая "шестерка", которую бывший председатель Комиссии ЕС Романо Проди называл "кругом друзей Европейского союза". В переводе с дипломатического на обиходный язык это означает: данные страны могут в принципе надеяться на членство в общеевропейском клубе, но когда такое произойдет - одному Богу известно.

Поскольку в столицах шести государств не сидят сложа руки, а требуют внятного ответа насчет своего будущего, тормошат Комиссию ЕС, то и была разработана программа под названием "Политика европейского добрососедства" (ПЕД). Суть и назначение такой политики сводятся в основном к воспитательным мерам - шестерка стран находится как бы в подготовительном классе, где им преподают правила хорошего тона.

На деле это означает, что указанным странам в порядке шефства прививают понятия европейских ценностей, уважения к ним, приобщают к европейским нормам и стандартам в самых различных областях: права человека, юриспруденция, торгово-экономическая и социальная сферы, образование, ведение статистики и учета и так далее. Одним словом, потенциальные кандидаты в Евросоюз должны во всем равняться на его участников, которые затем решат их судьбу - быть в этом союзе или не быть.

Итак, по прошествии двух лет Комиссия ЕС констатирует, что ПЕД проводится планомерно и есть неплохие результаты, в частности, в сотрудничестве с Украиной и Молдавией. Украина, например, 1 декабря признана страной с рыночной экономикой. Позитивным моментом признано то, что Киев и Тбилиси после соответствующих разъяснений руководства Комиссии ЕС умерили наконец свое рвение как можно быстрее форсировать вступление в Евросоюз. Владимир Катин.

"ФК-новости", Брюссель.

Внешняя политика Бельгия Председатель Правительства Европейская комиссия