06.12.2005 00:00
Культура

Польский театр от верфи до вокзала

Польский театр в поисках новых территорий
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3943)
Читать на сайте RG.RU

Поставил его Михаил Задара, принадлежащий "поколению Х", как его называют в Польше - к тем, кто родился в конце 70-х. В дни, когда Валенса перепрыгнул через забор верфи, чтобы начать уникальную историю Сопротивления, режиссеру и драматургу Павлу Демирски было несколько месяцев. Собственно, самим им и в голову бы не пришло двинуться в такие далекие пласты истории. Идею проекта предложил директор Театра Выбжеже в Гданьске Мачей Новак. Неожиданно для себя молодые люди совершили чудеса добросовестности. Они освоили 80-е годы как неведомый континент; из архивов, старых пленок, подлинных документов тех лет они извлекли предельно человеческую и одновременно общественно значимую историю с героями, страстями, кульминацией и кризисом, с реальными потерями, отчаянием, болью.

"Валенса" играется прямо там, на знаменитой судоверфи. Ее "документальность" заставляет молодую публику увидеть в Валенсе не только легенду, но и полную страшных и поразительных подробностей жизнь харизматичного лидера, который, будучи одиночкой, создал крупнейший в современной истории очаг политического сопротивления. На премьере две недели назад присутствовала семья Валенсы, и, когда игралась сцена с потерей ребенка (Данута, жена Валенсы, в дни забастовки потеряла ребенка), говорят, оба плакали.

Разумеется, дело не ограничилось сентиментальными воспоминаниями. История Валенсы играется очень современно - в коллажной эстетике документа, романтической риторики, соцарта. Молодой актер Аркадиуш Брикальски - едва ли не ровесник 26-летнего Задара - играет Валенсу сложно и объемно. Он полон решимости, но и сомнений, и внезапного страха.

Переодеваясь все в новых и новых персонажей, молодые актеры Театра Выбжеже точно сканируют целую эпоху, психологический срез польского общества со времен "Солидарности" до наших дней. Спектакль заканчивается двумя сценами. В одной польские рабочие конца 70-х годов протестуют против увольнения своего товарища, в другой работники одной из фирм в новой Польше подают в суд на своего хозяина, но к ним почти никто не присоединяется. Так замыкается круг истории. Опыт утраты, чувство восхищения теми, кто умел соединиться в едином протесте, невоплотимое желание пережить свою "Солидарность" - все это образует финальную каденцию спектакля в Гданьске.

Сам Гданьск стал сегодня одним из центров документальной и новой драмы. Здесь, в Театре Выбжеже, родился проект Скорого городского театра, своеобразного аналога лондонского Verbatim и московского "Театра.doc". Стремясь реагировать на самые острые проблемы современной Польши, они идут в ночлежки для бездомных, где играют вместе с их обитателями, в подвалы, где совершаются нелегальные аборты, запрещенные в католической Польше. Вот любимые пространства для Скорого театра в Гданьске.

Скоростью заболела и Варшава. Театр Розмаитости, которым руководит известный в Москве Гжегош Яжина, создал проект TRV - Территория Варшава, и, двигаясь между вокзалом и подземкой по самым странным местам города, вовлекает молодую столичную публику, которая теперь начинает свой вечер именно с театра, а потом двигается в клубы и дискотеки. Новая, клубная публика пришла в театр - и это можно видеть не только в "Розмаитости", но и на фестивале режиссера Яна Клята, который в субботу открылся в Варшаве.

Театр Польша