Лебедев: Я считаю, что принятие этого закона является актуальным для России. Во-первых, такие законы существуют в других государствах, так что мы в этом плане не первопроходцы. Во-вторых, на субботнем заседании Совета безопасности, а затем на заседании правительства в понедельник министр юстиции РФ Юрий Чайка доложил, что по тексту нашего законопроекта получено экспертное заключение специалистов в области международного права и оно положительное. С этим известием он прибыл из Страсбурга. Как оказалось, наш проект закона ничуть не жестче, чем в других ведущих демократических странах. Чайка привез из Страсбурга также выписки из европейского законодательства. Они подтверждают точку зрения, что мы действуем в рамках международных подходов.
РГ: Почему же принятие в первом чтении этого законопроекта вызвало такую бурную реакцию на Западе?
Лебедев: Долгие годы у нас не было, в отличие от многих стран Европы и Америки, закона, регламентирующего деятельность НПО. Эти организации чувствовали себя в России вольготно и свободно, поэтому даже малейшие попытки упорядочить их деятельность они воспринимают теперь в штыки, как ущемление своих прав. Им это, естественно, не нравится.
РГ: Сейчас вы говорите как политик, а не как разведчик. Сформулирую вопрос по-иному: могут ли в неправительственных организациях работать кадровые сотрудники иностранных спецслужб?
Лебедев: Да, у нас есть такие данные. Но не спешите удивляться, это не что-то из ряда вон выходящее. Гуманитарные миссии, неправительственные организации - очень привлекательны для всех разведок мира. Разведчику необходимы прикрытие, маска, ширма. В этом специфика нашей работы. В свою очередь, любая страна при регламентации деятельности неправительственных организаций исходит из собственных национальных интересов и устанавливает такие рамки, чтобы безопасность государства не страдала. Так теперь поступает и Россия.