09.12.2005 02:02
Общество

Роман Карцев: Юмор - это состояние

Конечно же, в Ростове-на-Дону! Именно там состоялся наш веселый "Деловой завтрак" с известным юмористом
Текст:  Сергей Сысоев
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3946)
Читать на сайте RG.RU

Роман Карцев вместе с сыном Павлом приехал на гастроли в Ростов 3 декабря, почти сразу после возвращения из Америки. Чтобы дать интервью, он пришел в офис Южного представительства "Российской газеты". Из окна открывался немного отретушированный рекламными щитами вид на старый Ростов, на кафедральный собор, на центральный рынок... И первого вопроса московской звезде задавать не пришлось. На Романа Андреевича нахлынули воспоминания.

 

 

Роман Карцев: А ведь первые наши гастроли были в Ростове, в семидесятом году. В Одессе была холера. Прекрасное было время: улицы чистые, никого нет. Все сидят в обсервации. И только мы втроем ходим: я, Миша Жванецкий, Витя Ильченко. Веселые. Потому что делаем первую свою программу после ухода от Райкина. Режиссер у нас был - хороший парень, Миша Левитин (он сейчас главный режиссер театра "Эрмитаж"). Так вот он перед сдачей программы из Одессы сбежал. Прямо на крыше поезда уехал. Он очень сильно боялся холеры... Слухи ведь были жуткие. Трупов никто не видел, но разговоров было мно-о-ого. Как всегда в Одессе, хе-хе. Короче говоря, дошло до того, что вызывают нас троих в обком партии люди, которые должны были нашу программу принимать, и говорят: "Вы езжайте..." Мы: "Как езжайте? А программу сдавать?" "Ничего не надо сдавать, езжайте на гастроли, чтоб страна не думала, что Одесса гибнет!"

Наш директор был знаком с директором Ростовской филармонии. Позвонил, говорит: "Вот ребята из театра Райкина. У них программа, она стоит 280 рублей" (заметьте, нас было 10 человек, 6 актеров и 4 помогали).

Ну перед тем как попасть в Ростов, мы с администратором объездили всю область. Администратор говорит: "Вы слабые артисты. У нас идут хорошо лилипуты и цыгане. Так что давайте на концерт не спешить, а поедем закупим капусты, картошки..." И возил нас по деревням, загружал свою машину продуктами. Помню: городок Белая Калитва, и Жванецкому бабки кричат: "Ты что, не мог выучить текст?"

...На концерте в Ростовской филармонии было тридцать человек зрителей. На второй день - больше. А на третий день мы уехали на четвертый конкурс артистов эстрады в Москву.

Там мы заняли почти что первое место: первое занял человек, который читал письма Ленина. А мы получили 200 рублей, прогуляли-пропили их там. Но самое главное - показало нас с нашими шлягерам ("А вас?", "Везучий-невезучий", "Дедушка") телевидение. И мы на следующее утро стали знаменитыми. Вернулись в Ростов и, наверное, концертов 15 отработали в филармонии. Плюнули все на холеру и пришли на нас смотреть.

Российская газета: А теперь давайте представим: через 20 лет вы рассказываете о Ростове сегодняшнем. Будет что вспомнить?

Роман Карцев: О сегодняшнем Ростове ничего не могу сказать, потому что последние 15 лет приезжаю только на один день. Нет возможности у администраторов даже в таких хороших городах делать большие гастроли. У людей, видимо, не так много денег. Ни одна звезда сегодня здесь 10 дней не просидит. Поэтому вот приехали мы сегодня, сейчас поедем отдохнем, потом концерт. А завтра утром на базарчик. Рыбочка и все такое. И домой. Все - я ничего в Ростове завтра не увижу кроме рынка.

РГ: Говорят, что в Одессе и Ростове вы можете просто бесплатно отовариваться на базаре...

Роман Карцев: Нет, ну не отовариваться... Просто из любви к искусству продавцы, которые меня никогда не видели живьем, а так иногда по телевизору, но слышали и знают, - они могут что-то презентовать или цену скинуть... Бывает, что-то сунут в сумку, скажут: "Чтоб ты был здоров".

РГ: Как вы думаете, почему очень известны шутки об Одессе, но нет шуток о других городах?

Роман Карцев Понимаете, одесситы так настроены, это состояние. Это Жванецкий сказал, что юмор - состояние, и я с ним согласен. Может быть, человек взвинченный до предела, как Жириновский, и у него появляется юмор. А на одесситов, наверное, влияет солнце, море. Такого, как в Одессе, больше нигде не бывает. "Девушка, можно завтра с вами встретиться?" "Вы что, с ума сошли? Я замужем! Давайте сегодня!!!" Или: "Девушка, я вчера у вас покупал колбасу. Она стоила 5 гривен, а утром - уже 10". Она говорит: "Да вы не ложитесь!"

РГ: Да уж. А мы вас спрашивали о бесплатных продуктах на базаре...

Роман Карцев: Ха! Да в Одессе может быть что угодно! Приехал я как-то, а в аэропорту меня никто не встретил. Ну стою. Таксисты. Один, другой: давай подвезем за полцены. Один меня в сторону отвел, говорит: "Я тебя отвезу бесплатно, только ты меня будешь слушать..." Хорошо, с удовольствием. Он меня повез в роддом, где он родился, в школу, где он учился, в загс, где он женился, потом на кладбище к маме, в общем, больше часа он меня возил. Я уже говорю, что устал. Подвозит он меня к гостинице, прощается и говорит: "Ты знаешь, у меня брат родной уехал в Америку. Он живет там лет 30 вот так (показывает выше головы). Я живу тридцать лет вот так (показывает по шею). И я вот из-за такого кусочка (показывает на голову) должен уезжать?" Это могут сказать только в Одессе!

РГ: А вы только что из Америки вернулись... Правда, не в Одессу.

Роман Карцев: | Надоели мы там всем в Америке. Там все та же Сердючка, те же Газмановы с утра до вечера рекламируются беспрерывно. Вся наша попса в Америке. Иногда в Лос-Анджелесе работают 8 человек в один день. При этом многие концерты постоянно отменяются. Хотя реклама идет за 2-3 месяца. Меня в Америке знает, наверное, уже даже Буш. И я решил в Америку с концертами больше не ездить. Я считаю, что чувство меры - это такой же талант, как чувство юмора. И к сожалению, не многие артисты таким талантом обладают. Зритель избалован всякой пошлостью, кривлянием, переодеванием в женщин.

РГ: Наверное, бывают концерты дешевые и дорогие. За что зритель готов хорошо платить?

Роман Карцев: За самый большой идиотизм. Когда матом ругаются... Выходит человек на сцену казино и говорит "Ну что собрались..." - и матом. А все - ха-ха-ха. Но я всегда говорю: можешь зарабатывать - зарабатывай. Меня больше даже зрители волнуют, которые так смеются, что у них рожи хуже, чем у артиста. Как же так человек может смеяться?

РГ: А сколько артисту нужно для полного счастья?

Роман Карцев: Знаете, я недавно в Америке был на баскетболе. Люди, которые там играют, они о деньгах не думают, хотя получают миллионы. Они профессионалы, они любят игру, хотят доставить публике удовольствие. И это видно. А наши играют-играют, "потом - бымс, и все. Вот в этом мы отличаемся. Профессионализм у нас отсутствует не только в спорте, но и в медицине, и в инженерии, где угодно. И артисты наши работают без авторов, без режиссеров - это их большая беда.

А насчет денег, все зависит от того, какое вы хотите счастье. Есть американские комики, которые получают меньше, чем Сердючка, а известны на весь мир. Есть такой Яша Смирнов, бывший одесский человек, выучил английский язык и дошел до Рейгана. Он выступает в Лас-Вегасе. Минут за 15-20 он получает 10 тысяч долларов. Нашим такое и не снится.

РГ: Нашим остается подрабатывать на рекламе?

Роман Карцев: Ну поверьте мне, что есть люди, которые все-таки себя ценят и не лезут в рекламу.

Читатель (по телефону): Здравствуйте, Роман Андреевич! Почитатель вашего таланта Марина Сычева. Существует ли у вас такая фраза, чтобы я превратила ее в свой девиз?

Роман Карцев: Ага. Только это не у меня. Был мудрый Соломон, который сказал "И это пройдет". Это такая мудрая фраза, если в нее вдуматься. И знаете, так в самом деле она успокаивает, и все на самом деле все проходит.

РГ: Роман Андреевич, над чем вы смеетесь?

Роман Карцев: Над выступлениями наших артистов не смеюсь, разве что когда Жванецкий свои новые вещи читает. Я вам скажу, над чем я смеялся очень сильно. Так я смеялся только два раза. Первый раз - это когда была встреча у барьера у Жириновского с Анпиловым... Это никакой цирк не нужен! Как они орали! Как перебивали друг друга! Со мной была истерика. Один в Думе, другой хочет в Думу. У меня сразу такие ассоциации возникают...

А второй и третий раз я смеялся с фильма "Семнадцать мгновений весны". Я когда его в первый раз увидел, то подумал, что это пародия, и начал хохотать. Как этот шпион долго сидит, как он ходит, как он задумывается, как он очень долго поворачивается и опять сидит... Какие красавцы немцы, этот наш красавец Табаков... Ну нет таких немцев!!! Я фальшь чувствую моментально! Я понимаю, что это - искусство. Но надо же быть хоть чуть-чуть быть приближенным к жизни. Я бы этого шпиона разоблачил моментально, а он ходит все 17 серий, а эти умные эсэсовцы и гестаповцы не могут его поймать...

РГ: Роман Андреевич, а есть такой вопрос, который вам бы хотелось услышать, но вам его не задали?

Роман Карцев: Я во многих интервью пытаюсь сказать, но меня не слышат: я считаю, что в школе с первого класса надо преподавать уроки юмора. Надо детям читать стихи Хармса, чтобы они их разыгрывали. Чтобы они постепенно втягивались. Потом к четвертому-пятому классу они уже будут постепенно вырастать, импровизировать. Без чувства юмора у нас жить очень трудно...

Образ жизни Кино и ТВ