09.12.2005 01:50
В мире

У "железной леди" Маргарет Тэтчер было много прозвищ

Текст:  Ольга Дмитриева (Лондон)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3946)
Читать на сайте RG.RU

Весьма оригинальная идея пришла в голову дочери экс-премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер - достойно отметить в следующем году 30-летнюю годовщину присвоения ее матери прозвища "железная леди". Этой идеей журналистка Кэрол Тэтчер поделилась со своими "сокамерниками" по джунглям, в которых дочь экс-премьерши пребывает в рамках популярного британского телешоу "Я знаменитость... Заберите меня отсюда!"

 

Тэтч, как панибратски называют Кэрол знаменитости всех мастей, конечно же делится с товарищами по несчастью различными деталями жизни своего семейства. Да и как иначе, обстановка в джунглях простецкая, незамысловатая, располагающая расслабиться во всех отношениях. Так, к примеру, дочку премьерши заняли намедни крупным планом в момент сосредоточенной чистки носа при помощи пальца - и выставили фото на всенародное обозрение.

Маму Мэгги Кэрол тоже выставила в свое время на всенародное обозрение в своей книге "За стеной", в которой обрисовала баронессу холодной матерью, зато горячим работоголиком, только и мечтавшей улизнуть от дома и семьи в свою премьерскую канцелярию. Сегодня Кэрол воздает, однако, должное деяниям своей матери и с сожалением признает, что 11 с половиной лет пребывания на Даунинг-стрит здоровья баронессе не прибавили. Да и весьма преклонный возраст дает о себе знать, так что леди Тэтчер, по словам ее дочери, чувствует себя "не лучшим образом".

Между тем Кэрол Тэтчер хотела бы воздать должное тем, кто немало поспособствовал созданию великолепного имиджа выдающейся британской премьерши - русским. "В следующем году минет 30 лет как русские (это слово Кэрол даже произнесла по-русски) назвали мою маму "железной леди". И я хочу как-то отметить это, потому что мы так никогда толком и не знали, что же именно русские думали о ней", - сказала Кэрол Тэтчер. Однако, по ее словам, кличка пришлась ее матери наилучшим образом.

И в самом деле, далеко не каждый в Британии, как и во всем остальном мире, знает, что приросшее к леди Тэтчер как вторая кожа прозвище - советского производства. Увенчали им британскую премьершу в Советском Союзе в благодарность за ту беспощадную речь образца 76-го года, когда она заявила, что претензии русских на мировое господство обеспечены лишь одним: они поставили пушки впереди масла. До пылкой дружбы с Михаилом Горбачевым было еще далеко и представить Тэтчер в качестве заботливого друга грядущей перестройки и гласности не мог в брежневские времена даже самый дерзкий кремлевский мечтатель.

Зато не многие в России знают, что были у Маргарет Тэтчер и отечественного производства прозвища. Так, еще задолго до водворения в политику, в лаборатории, куда после окончания Оксфордского университета пришла работать химик Маргарет Робертс (девичья фамилия Тэтчер), заносчивую, подчеркнуто строго державшуюся с сослуживцами даму прозвали "герцогиней". Однако самое известное в Британии прозвище Тэтчер - "молочная воровка". Удостоилась Маргарет этого нелестного звания будучи на министерской должности в правительстве Эдварда Хита. И если пост министра образования можно назвать первым блином Тэтчер, испеченным ею на пути к премьерству, то, спору нет, этот блин вышел комом. Деятельность Мэгги на этом посту вызвала у избирателей столь сильную "изжогу", что не будь у нее мощной поддержки в лице Эдварда Хита, карьера Тэтчер в большой политике на этом могла бы бесславно закончиться.

Бурю возмущения вызвало намерение Тэтчер сэкономить на образовании, урезав расходы, идущие в эту сферу, ибо отобранными у школ денежками Тэтчер намеревалась поддержать казну, начавшую усыхать после обещанного консерваторами своим избирателям снижения налогов. В поисках вариантов экономии Тэтчер разродилась идеей повысить на целую треть стоимость завтраков в школах, а заодно отменить традиционно бесплатно раздававшееся детям молоко. Более непопулярного решения изыскать было трудно. Родители учащихся были потрясены проявленным госпожой министром бессердечием. Так к Тэтчер навеки прилипло нелестное прозвище "молочная воровка".

Но в самом ли деле Мэгги была "железной леди"? Случались такие моменты в ее жизни, когда в этом можно было и усомниться. "Глаза Калигулы", как отозвался о холодных очах британской премьерши французский президент Франсуа Миттеран, могли увлажняться слезами точно так же, как и глаза любой другой женщины.

Слезы на ее глазах видели, например, тогда, когда потрясенная и расстроенная она пошла к себе в кабинет писать письма семьям моряков, погибших в ходе обстрела аргентинцами английского военного корабля "Шеффилд". Однако этот обстрел был предпринят как ответный шаг после того, как по приказу Тэтчер английская атомная подлодка торпедировала аргентинский корабль "Белграно", на котором погибли 368 человек. Решение идти войной на Аргентину за Фолклендские острова хотя формально и носило "коллективный характер", так как за него проголосовали все члены ее кабинета, по сути же было авторитарно тэтчеровским. "Джентльмены, мы должны воевать!" - именно с таким боевым воззванием обратилась к своему правительству "железная леди".

...И еще раз довелось теперь уже всей Британии увидеть слезы в глазах "железной леди". Это были слезы горечи поражения и обиды, когда Маргарет Тэтчер в последний раз стояла на пороге своей премьерской резеденции на Даунинг-стрит, покидая ее после, по сути, вынужденного ухода в отставку. Телекамеры взяли эти наполненные слезами глаза крупным планом. И на следующий день прозвище, made in USSR, кричало аршинными заголовками со страниц всех мировых газет: эра "железной леди" завершилась.

Великобритания