13.12.2005 03:00
Экономика

Темпы роста промышленного производства в России упали

становятся к концу года предметом гордости российских чиновников
Текст:  Евгений Васильчук
Российская Бизнес-газета - : №0 (536)
Читать на сайте RG.RU

За неимением гербовой пишут на простой

Но иметь хоть какое-то представление о тенденциях все же необходимо. В России пока нет такого мощного механизма сбора и обработки информации, подобного американскому Бюро экономического анализа вместе с восемью другими профильными федеральными статистическими службами. Оперативные же данные различных исследовательских центров, конъюнктурных опросов и рассчитываемых на их основе индексов и индикаторов хозяйственной активности позволяют в лучшем случае судить о краткосрочных тенденциях.

Что ж, за неимением гербовой пишут на простой, гласит незыблемое правило делопроизводства. Когда документы не идут в правительство, "на карандаш" попадают министры. Процесс не может стоять. Если методика стабильна, а выборка представительна, то даже самый скромный опрос может уловить если не абсолютное значение показателя, то во всяком случае изменение тенденции. В предыдущем номере "Российская бизнес-газета" писала, что позитивные сдвиги в промышленности зафиксировал ноябрьский конъюнктурный опрос Института экономики переходного периода. Теперь подтверждение некоторого оживления пришло из другого источника.

Темпы роста экономики РФ в ноябре сохранились на высоком октябрьском уровне в 6,7 процента, что позволяет с оптимизмом оценивать потенциал роста ВВП России в четвертом квартале, свидетельствует ВВП-индикатор, рассчитываемый Московским народным банком (МНБ, Moscow Narodny Bank). В октябре индикатор роста ВВП вырос по сравнению с 6,5 процента в предыдущие два месяца. В третьем квартале рост достигал 6,6 процента по сравнению с 6,1 процента во втором квартале. Таким образом, рост в завершающем квартале года скорее всего останется на уровне третьего квартала, который был самым удачным для экономики с начала года. "Экономический рост продолжается во многом благодаря спросу, при этом сектора производства и услуг сильно зависят в первую очередь от внутреннего спроса, а также от внешнего спроса. С учетом предполагаемого увеличения внешнего спроса в ближайшем будущем возможно улучшение показателей в производственном секторе, что, в свою очередь, может повлиять и на общие параметры российской экономики", - считает экономист банка Дмитрий Федоткин. ВВП-индикатор выходит на несколько недель раньше, чем российские официальные данные. Он основывается на исследовании - на основании данных опросов - деловой конъюнктуры в промышленности и в секторе услуг.

Помимо этого, согласно данным того же МНБ, в ноябре продолжала улучшаться деловая ситуация в российском производственном секторе. Индекс менеджеров по снабжению (ИМС) МНБ составил в прошлом месяце с учетом сезонных колебаний 52 пункта против 51,2 пункта в предыдущий месяц. Значение индекса ИМС выше 50 пунктов свидетельствует об общей активизации промышленного сектора, ниже 50 пунктов - о снижении деловой активности. "В ноябре рост промышленного сектора ускорился впервые за три месяца, при этом ИМС достиг уровня в 52 пункта, главным образом благодаря росту объемов производства и новых заказов за отчетный период", - говорит аналитик МНБ Николас Харди. Эксперт также отметил, что, несмотря на сокращение роста цен по сравнению с предыдущим месяцем, уровень инфляции остался высоким, что способствует, в частности, дальнейшему сокращению занятости в секторе. "Высокие цены на нефть увеличивают расходы компаний на транспорт и энергию, в то время как укрепление рубля, усиливающее конкуренцию, также оказывает негативное влияние на промышленный сектор РФ, - добавил Н.Харди. - Эти факторы привели к падению темпов роста производства в 2005 году по сравнению с 2004 годом". Эксперт также добавил, что для того чтобы показатели улучшились в 2006 году, "необходимо принять больше мер для увеличения производительности или сдерживания укрепления рубля, в то время как дальнейшая структурная реформа окажет поддержку сектору". (Информация МНБ цитируется по Интерфакс-АФИ).

Дотянуть до 4 процентов

И все же оживления в промышленности явно недостаточно, чтобы вывести производство на уровень более или менее приличных 6-7 процентов даже с прицелом на 2006 год. Что же касается этого года, то, как отметил замглавы минэкономразвития Андрей Шаронов, он "надеется, что рост промпроизводства дотянет до 4 процентов". Для России это катастрофически мало не только в сравнении с динамичными соседями, но и в силу не утихающей экспансии внутреннего потребительского спроса. Который, к тому же значительно уступает инвестиционному. И даже внешне солидные 10 процентов прироста инвестиций в основной капитал не должны особо радовать. Во-первых, это показатель валовых инвестиций, то есть с учетом амортизации. Во-вторых, их отраслевая и технологическая структура оставляет, мягко говоря, желать лучшего. Это в основном розничная торговля, коммерческая недвижимость и импортозамещающие обрабатывающие производства, ориентированные опять же на внутренний рынок. Прирост же физического объема экспорта составил незначительные 3,2 процента при том, что прирост его стоимости на 80 процентов пришелся на рост цен на металлы и энергоносители. Рост этот, как мы покажем дальше, не только ненадежен, но даже опасен.

Тарифы задают планку инфляции

Между тем рост цен и тарифов монополий будет не менее важной проблемой 2006 года, чем года нынешнего. Ведь он запланирован у кого 10, у кого 15 процентов, а ведь это - системообразующий ориентир для хозяйствующих субъектов. Не совсем понятно, почему такую радость у ответственных чиновников вызвали ноябрьские 0,7 при том, что ожидали 0,8. Прогноз на декабрь все равно остался высоким - 0,9-1 процента, и это, по всей видимости, нижняя планка. По итогам года официально прогнозируется показательный уровень инфляции в размере до 11,5 процента. Но это лукавая цифра, уровень прироста потребительских цен в пересчете не к декабрю, а к соответствующему периоду прошлого года официально достигает 13 процентов, отпускные цены производителей за год уверенно идут к 20-процентной отметке, а индекс-дефлятор ВВП тоже вряд ли будет ниже. К тому же, сохраняются высокие инфляционные ожидания на начало 2006 года, да и на весь год официальный прогноз - те же 8,5 процента, которые ожидались уже в уходящем году.

Еще один прогноз

Чтобы как-то отметить ведомственный оптимизм, минэкономразвития подготовило уточненный прогноз социально-экономического развития на 2005 год, и среднесрочную перспективу. Хотя какой прогноз, когда для 2005 года время делать оценки? Что касается 2006 года, там прогноз привязан к бюджету, а последний прошел уже все четыре чтения. Рост ВВП в 2005 году, скорее всего, составит 6 процентов, а не 5,9 процента, как прогнозировалось. Чуть лучше по развитию будут показатели по сельскому хозяйству, а по промышленности они будут чуть хуже. Точнее - вдвое хуже против прошлогодних 7 процентов. Несмотря на обилие совещаний, обещаний и реплик по антиинфляционным мерам, к чему-то определенному, особенно в области тарифов монополий, пока не пришли. Плюс к этому пакет антиинфляционных мер был внесен в правительство с указанием разногласий между минфином, ЦБ и минэкономразвития. Разногласия эти, к сожалению, никуда не делись, что уже само по себе является инфляционным фактором. Более того, минфин, поднимая планку нефтяных прогнозов с 40 до 45 долларов за баррель, также намекает, что со стороны бюджета особых препятствий для роста цен не будет. На глазах разваливается и более-менее жесткая трехлетняя бюджетная конструкция минфина.

Курс есть, цели - нет

Курсовая политика Банка России продолжает оставаться "вещью в себе". В ноябре было отмечено заметное ослабление рубля по отношению к доллару. Однако на макроэкономику это заметного влияния не оказало, и потому ситуация выровнялась. Банк России продолжает ориентироваться на стабильность номинального эффективного курса рубля, и в результате в ноябре реальный эффективный курс вырос примерно на 1,1 процента.

В исследовании, подготовленном российским Центром развития специально для агентства "ФК-Новости", говорится, что укрепление реального эффективного курса делает более доступным импортное оборудование для российских компаний, нацеленных на повышение своей эффективности.

По оценкам Центра развития, в последние три года рост реального эффективного курса на 10 процентов сопровождался ростом инвестиционного импорта на 34 процента. Увеличение импорта товаров промежуточного назначения (на 20 процентов при укреплении реального курса на 10 процентов) также стимулировало развитие обрабатывающих отраслей и вело к повышению качества товаров, поставляемых на внутренний рынок.

Однако позитивные последствия политики повышения реального эффективного курса рубля могут проявиться лишь в средне- и долгосрочной перспективе. В краткосрочном же плане правомерно ожидать снижения конкурентоспособности обрабатывающих отраслей, которые по различным причинам не могут проводить техническое перевооружение, и снижения сальдо торгового баланса.

Рост импорта на 25-30 процентов в последние четыре года привел к тому, что стоимость импортированных товаров в текущем году вырастет до 128 миллиардов долларов, что на 78 процентов выше уровня 1997 года. Отношение импорта товаров к ВВП в текущем году составит 17,1 процента против 18,3 процента в 1997 году. От существенных проблем с платежным балансом Россию пока предохраняет экстремальный рост цен на нефть.

Однако если цены на нефть "застынут" на среднегодовом уровне 2005 года 51 долларов за баррель, а импорт будет расти теми же темпами, то уже в 2007 году внешнеторговый баланс России будет сведен практически с нулевым сальдо. Это, в свою очередь, несомненно, грозит существенным изменением ситуации на валютном и денежном рынках.

Кроме того, если вслед за снижением курса евро к доллару Банк России пойдет на снижение номинального курса рубля, это может вызвать формирование девальвационных настроений и устойчивой склонности к росту "валютизации" сбережений. Столь же неизбежно вслед за этим следует ожидать роста рублевых процентных ставок на финансовом рынке. В декабре эта тенденция стала удивительно устойчивой: избыток долларов не мешает их популярности у населения и попыткам рынка "пробить" отметку в 29 рублей за доллар. Помимо внешних причин, это может означать только одно: неверие рынка в успех антиинфляционных начинаний правительства.

Долларовая ловушка

Это весьма тревожный прогноз, хотя пока еще ситуация остается достаточно спокойной. Но уже в самом ближайшем будущем это спокойствие может оказаться разрушенным. В такой ситуации, на взгляд экспертов ЦР, денежным властям следует в кратчайшие сроки попытаться сформулировать новую парадигму валютной политики, которая может сохранить динамическое равновесие на валютном рынке. Удастся ли это сделать, будет видно очень скоро. Эксперты не исключают, что в начале следующего года Банк России может вновь предпринять попытку номинального укрепления рубля к доллару.

Можно добавить, что ЦБ будет практически вынужден это сделать, чтобы нейтрализовать последствия декабрьских и последующих денежных вливаний в экономику. Однако требовать от Неглинной новой парадигмы валютной политики - это, пожалуй, слишком. Для этого нет развитой системы денежно-кредитного регулирования, инвестиционных инструментов финансового рынка для бизнеса и населения. Главное же - запредельная долларизация экономики и полноценное, вопреки всем запретам, участие доллара в национальных инвестициях и коммерческом обороте. В силу упомянутых самими же экспертами Центра развития особенностей российского валютного рынка и механизма курсообразования Банк России поэтому уже давно и накрепко привязан к примитивной политике поддержания статуса-кво. И по определению не может быть эффективным валютным и денежным регулировщиком. По сути дела, это ситуация шахматного цугцванга, когда любой ход будет вести лишь к ухудшению ситуации.

Макроэкономика